|
Ваши документы! Теоретически у каждой российской дороги должен быть паспорт. Где фиксируется протяженность, площадь, количество и расположение установленных на трассе знаков и столбиков. Каждая работа (покрытие поверхности, ямочный ремонт, заливка трещин или другое) тоже заносится в атлас дороги. — Без этого паспорта любой нерадивый гаишник может поставить на дороге знак там, где ему удобно, и собирать деньги с невнимательных водителей, — рассказывает наш попутчик, руководитель астраханского филиала ФУАД «Северный Кавказ» Владимир Болдырев. — Мы все документы оформили. Периодически осматриваем дорогу, оцениваем ее состояние. У всех наших дорог — оценка «4», это допустимый уровень содержания. Отличниц — нет. Ведь для того чтобы привести дорогу в отличное состояние — капремонт требуется. А это большие затраты. Денег для дорожников много не бывает. И дело даже не в зарплате малочисленным рабочим предпенсионного возраста — по 5-6 тысяч рублей за работу на жаре, под укусами мошки, с утра до вечера. — Перед тем как начать ремонтно-строительные работы, мы составляем смету, которую начинают «резать». Сначала здесь, в «Севкавуправтодоре». Потом — дальше по инстанциям. В конце концов ремонт идет на деньги, оставшиеся после всех корректировок, — жалуется «ЮР» Болдырев. — Вот в 2003 году нашему предприятию на содержание дорог выделили 27 миллионов рублей, в 2004 — 54 миллиона, в 2005 — 84 миллиона, а в этом году — 80. Сюда входит все: и ремонт проезжей части, и возведение тротуаров, и освещение, и пешеходные переходы, и мосты. Маловато будет. Но это — не самая главная беда. Нередко ремонт федеральных трасс поручают «залетным» бригадам. К примеру, делали у меня дорожную разметку молдаване-гастарбайтеры. Их работа обошлась федеральному заказчику дешевле. Однако сделана разметка была некачественно, стерлась намного раньше отведенного ей срока службы — и кому претензии предъявлять? Работнички уже давно уехали. А вот наняли бы местных, хотя бы из ДРСУ «Черный Яр» — я бы и за работой проследил, и спросил, если что. Отработали бы на совесть, ведь самим же потом по этим дорогам ездить. Из несбыточного По пути нередко объезжаем тяжелые иностранные грузовики в Москве. — Это еще одна наша дорожная печаль, — кивает в их сторону наш попутчик. — С порта Оля идут грузоперевозчики — турки, иранцы — на машинах европейского класса. Они своими шинами и своим перегрузом (по 40-42 тонны) создают на наших дорогах колею, прорезают покрытие. Эти перевозчики платят за дороги, за въезд, но в федеральный бюджет. А надо бы пустить эти деньги непосредственно сюда. Мы на эти деньги колею, ими созданную, и ликвидируем. Но это несбыточно. Также несбыточно и сокращение проверяющих инстанций. — ГАИ, транспортная инспекция, министерство транспорта местное, контролирующие органы «Росавтодора», комиссия по дорконтролю (в квартал один раз точно), — продолжает Владимир Болдырев. — Так хотя бы проверяли, на что деньги выделяли. Дают деньги на содержание 50% дороги. Мы их реализуем, а оставшаяся часть трассы — ждет своего часа. Но замечания нам делают именно по той, неотремонтированной. Где логика? Создали бы отдельные программы по освещению федеральных дорог, по установке барьеров-заградителей, чтобы нагляднее была и работа, и отчетность. Мы не раз выходили на Москву со своими предложениями, но ответа нет. Наша машина сворачивает к будущему тротуару. Укладывают его в рекордные сроки — за день. Спешка вызвана хозяйственным интересом местных жителей к гранитному бордюру. — Устанавливаем его — ночью воруют. Вынуждены нанимать сторожей, привлекать милицию, — сетует Болдырев. — Еще и воспитанием занимаемся. Но, несмотря ни на что, сами видите — дорога «Каспий» со стороны Астрахани — в нормальном состоянии. Может, у соседей из Волгограда что-нибудь не так? За ответом на этот вопрос «ЮР» обратился к Василию Чернокозову, начальнику оперативно-производственного отдела управления автомобильной магистрали «Москва-Каспий» по Волгоградской области. — Я не знаю, что так шокировало инспекцию, — удивляется он. — Отрезок дороги «Астрахань-Волгоград» всего 28 километров. С нашей стороны уже приведено в порядок 20 — покрытие дороги, знаки, тротуары, освещение. Со стороны Астрахани тоже ремонт идет. Может, начальники не по той дороге ехали?
КОММЕНТАРИЙ «ЮР» Депутат Госдумы РФ, лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин: —Я не так уж часто ездил по дорогам ЮФО, но могу сказать, что это не самые худшие участки федеральных трасс. Конечно, если не сравнивать их с Московским регионом или европейскими трассами. Но плохие дороги — это проблема не только Южного округа, это самая тяжелая и самая кричащая проблема всей страны. Прежде всего, нужны серьезные финансовые вливания в эту сферу и мощный контроль над расходованием средств, потому что воровство здесь запредельное. Нужны инвестиционные программы. Были попытки провести исследования дорожного хозяйства России с мыслью создать рейтинг наших дорог. И результат их неутешительный. Дорог просто не хватает — от Москвы до Владивостока на машине доехать невозможно. Выяснилось, что капитальный ремонт российских дорог — явление из области фантастики, в основном денег хватает только на поддержку трасс в проезжем состоянии. Самые «страшные» — не федеральные трассы, а те дороги, которые проходят по населенным пунктам в городах и поселках. Ремонтные работы по федеральным трассам рассредоточены по местным предприятиям, а «у семи нянек — дитя без глаза». Справка «ЮР» Сеть автомобильных дорог ЮФО — 68852 километров. Из них 6844 километров федеральных дорог и 62 008 километров — территориальных. По обеспеченности автомобильными дорогами с твердым покрытием Южный федеральный занимает второе место в России после Центрального округа. Но только 10% из трасс подпадают под требования первой категории. Она подразумевает наличие не менее четырех полос движения, разделительную полосу с ограждением, переборками по середине дороги. Ширина дорожного полотна— 24 метра с учетом широких укрепленных обочин. Задача — довести этот показатель до 55%. По данным Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ, более 33% автомобильных аварий в России происходит из-за неудовлетворительного состояния дорог.
Светлана ЛУКЬЯНЧИКОВА
|
|