|
|
|
|
|
Пивная смена
|
|
|
|
Пиво по-крупному Прошлый год для пивоваренной отрасли оказался тяжелым: ограничение рекламы пива и запрет на его употребление в общественных местах неминуемо привели к сокращению рынка. По данным исследовательских компаний, в 2005 году около 12% россиян отметили, что в результате сокращения рекламы стали пить пиво намного реже. В результате, темпы роста пивоваренной промышленности начали замедляться, а в первом полугодии 2006 года пива в России выпустили меньше, чем в аналогичном периоде прошлого. По данным «Союза Российских Пивоваров», сокращение было зафиксировано в том числе и в Южном округе, где темпы роста рынка были традиционно высокими. Основные производители пенного напитка на Юге — крупные предприятия. В больших количествах варят хмельной напиток филиалы «Балтика-Ростов» и «Эфес-Ростов» в Ростове-на-Дону, «Очаково» в Краснодаре. По данным статистики, на их долю приходится от 80 до 90% всего произведенного в ЮФО пива. Лидером тройки является питерская «Балтика». В прошлом году продукция компании, по ее собственным данным, занимала около 45,5% рынка ЮФО по объемам продаж. После объединения «Балтики» с компаниями «Вена», «Пикра» и «Ярпиво» ростовский филиал начал производство новых торговых марок — «Ярпиво», «Туборг», «Невское». По мнению Ольги Спинчевской, руководителя отдела продаж компании «Балтика» в Ростовской области, основные тенденции на рынке пива ЮФО сегодня — это рост продаж пива в стеклянных бутылках и кегах. — Спрос на стеклянную бутылку связан с рестайлингом большинства брендов в отношении способа открывания бутылки, — уверена Ольга Спинчевская. — Большинство премиальных и все лицензионные сорта теперь открываются разными способами — twist off, ring pull, донный открыватель. Увеличение спроса на кеговое пиво традиционно для летнего периода. К этому можно добавить продолжающийся рост культуры потребления в специализированных заведениях, в том числе «спорт-барах». Производители пива «Очаково» также улучшают упаковку и расширяют сеть поставок в кафе и бары на побережье Черного моря. На фоне пивных гигантов средние и малые пивоварни смотрятся весьма скромно. В ЮФО известны такие заводы, как Новочеркасский, Шахтинский — на Дону, «Приазовская Бавария», «ПиНо», Кропоткинский — в Краснодарском крае, Ипатовский и Ставропольский пивзаводы на Ставрополье. Объемы производства здесь в сотни раз уступают размаху крупных пивоваров. В основном, средние предприятия выпускают и продвигают так называемое «живое» пиво. По словам производителей, в нем не содержится искусственных добавок, сохранены живые культуры дрожжей и напиток имеет ограниченный срок хранения. Компании делают упор на эксклюзивность своего продукта, разрабатывая торговые марки с историческим подтекстом: «Губернское», «Губернаторское», «Генерал Ермолов» и другие. Своим основным конкурентам — крупным пивоварам — они противопоставляют более низкие цены. Однако в результате увеличения акциза на пиво на 8,5% может потеряться и это преимущество. — Мне кажется, что равноценное увеличение акциза для крупных и для средних предприятий ставит их в неравные условия, — считает специалист завода «ПиНо» Татьяна Белова. — Мы конкурируем с крупными предприятиями, в том числе и за счет цены, и даже несколько копеек для нас существенны. Наибольшие продажи местного пива приходятся на регионы, где оно производится. Например, пиво Шахтинского пивзавода всегда было очень популярно у шахтеров. На Ставрополье также пользуется популярностью местная продукция. Позиционировать свое пиво в премиум-сегменте большинству компаний пока сложно: они не располагают необходимым оборудованием и возможностью для продвижения. Однако именно рынок эксклюзивного пива сегодня является наиболее динамичным. В пиво — больше эксклюзива! Россия считается одной из стран, где наиболее высок уровень потребления массового пива. Именно в России построены одни из самых крупных пивных заводов мира — в их числе и южные гиганты. По мнению экспертов, подобная ситуация связана с невысокой культурой потребления. По данным маркетинговых компаний, большинство россиян предпочитает употреблять напиток «с горла». Однако постепенно ситуация меняется — в стране растет культура потребления, а вместе с тем спрос на эксклюзивную и дорогую продукцию. Подобная тенденция характерна как в целом для России, так и ЮФО. Новую нишу стараются занять частные рестораны и мини-пивоварни. Одним из первых в подобном сегменте заработал «Тинькофф». На Юге России он появился в 2004 году в Сочи, где открылся самый крупный в регионе ресторан. Инвестиции в него достигли $4,5 миллиона. Мощность пивоварни позволяет производить 30 000 литров свежего пива в месяц. В этом году еще один ресторан «Тинькофф» открылся в Ростове. В него компания вложила более $2 миллионов. Мощность составляет 1900 гектолитров в год, что позволяет реализовать в день 500 литров пива. Новое заведение рассчитано на публику с доходами «выше среднего», поэтому 0,5 литра пива здесь стоят около 130 рублей. Конкурентом столичному бренду «Тинькофф» на Дону может стать местный пивовар, владелец сети пивоварен «Добрый Эль», Игорь Дорошенко. Он уже несколько лет развивает сеть небольших пивных, где предлагает пиво собственного производства. Свое пиво он продвигает и в местных супермаркетах. По мнению Игоря Дорошенко, у подобного рода ресторанчиков большое будущее. — В Европе массовое пиво непопулярно, — говорит Игорь Дорошенко. — За границей очень развиты частные пивоварни, которые расположены при ресторанах. Именно там и производится большая часть пенного напитка. По мнению пивоваров, в сегменте дорогого пива крупные компании будут чувствовать себя не столь уверенно, как в сегменте массового. Им сложнее выпускать «живое» пиво, которое не долго хранится, экспериментировать с сортами. Однако крупные производители уже устремились в перспективную нишу, начав выпуск так называемого «лицензионного» пенного напитка. Новые сорта на рынок вывели питерские заводы компаний «Хайнекен» и «Сан Интербрю», московский «Эфес» и другие. Часть рынка дорогого пива занимают импортируемые сорта. Зачастую бутылка такого пива стоит от 100 рублей и выше. Импортное пиво не только продают в магазинах, но и подают в фирменных ресторанах. — В России пока нет достаточного уровня технологий и традиций для производства дорогого и высококачественного пива. И в обозримом будущем вряд ли у местных производителей это получится, — считает Сергей Грецкий, управляющий одного из ресторанов, где подают пиво из-за границы. В ближайшее время эта ресторанная ниша будет все больше заполняться столичными игроками. Например, уже сегодня в Ростове активно развивается сеть «ГОТТИ». По прогнозам маркетологов, несмотря на наметившийся спад — российский рынок пива будет продолжать расти в среднем на 5-7% в год. Предела рынок может достигнуть в 2010 году, когда среднестатистический житель будет выпивать около 70 литров пива в год. А вот каким сортам он отдаст предпочтение — пока предугадать сложно. Сколько стоит пивное дело? О том, сколько средств предприниматели вкладывают в свое пивное дело, сказать сложно. Большинство из них держит это в секрете. Чтобы открыть крупный пивоваренный завод, требуются сотни миллионов долларов инвестиций. А вот приобрести среднюю пивоварню, производительностью от 18 тонн в сутки и небольшой долей местного рынка, можно за $1,5 миллиона. Мини-пивоварня обойдется от $50 тысяч на оборудование Миасского машиностроительного завода и до 2 миллионов евро на самое качественное немецкое оборудование. Плюс аренда или покупка помещения около 100 квадратных метров. Сегодня продавцы оборудования предлагают не только промышленные, но и «домашние» пивоварни для изготовления «живого» нефильтрованного пива. На создание и раскрутку пивного бренда может понадобиться несколько лет и внушительный рекламный бюджет.
Продать пиво по-южному
Как и по всей России, на Юге все больше интересуются дорогим пивом. Несмотря на это, самого дешевого пива в ЮФО продается тоже рекордно много. Повышенный интерес жители Юга проявляют к пластиковой упаковке — более 40% от общего числа продаж, тогда как в целом по России около 30%. Из всего ассортимента южане выбирают легкие сорта, покупая их больше остальных россиян. За пивом жители ЮФО в основном ходят в продуктовые магазины и на рынки, тогда как оставшаяся часть страны все больше посещает супермаркеты.
Анна ДЕМЧЕНКО
|
|
|
|
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
|
|
|
|
|
|
НАШ ОПРОС НА САЙТЕ |
|
|
Нравится ли вам наш новый дизайн? |
|
|
|
ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР |
|
|
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.
|
|
|
ПОДПИСКА |
|
|
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050 |
|
|
ПАРТНЕРЫ |
|
|
|
|
|