|
|
|
|
|
Восстание машин
|
|
|
|
Торговать — не строить Так уж повелось еще с советских времен, что позиции «Ростсельмаша», как явного лидера, были незыблемы. В новейшей истории ростовский завод, финансируемый столичной промышленной группой «Новое содружество», также не сдает лидирующих позиций, выдавив главного конкурента «АгромашХолдинг» с красноярскими комбайнами «Енисей» за Урал. Однако серьезно потеснить ростсельмашевцев на рынке пытаются зарубежные производители и краснодарский завод по производству немецких комбайнов «Клаас». — Минэкономразвития не защищает рынок от агрессивно растущего импорта и не поддерживает собственные перерабатывающие отрасли, такие как машиностроение. Наши предприятия вынуждены работать в заведомо неравных условиях, по сравнению с зарубежными производителями, которые пользуются поддержкой своих государств и используют различные льготы для поставок техники в Россию, — считает Евгений Корчевой, генеральный директор «Союзагромаша». Собственного производителя тракторов в регионе нет ни одного. Некогда великий Волгоградский тракторный завод, ныне подведомственный сибирско-казахскому «АгромашХолдингу», сейчас находится в упадке и поставляет свою продукцию в основном в Казахстан и Узбекистан. Пустующую нишу в ЮФО быстро заняли дистрибьюторы иностранной сельхозтехники, такие как ростовская компания «Бизон» и краснодарский филиал компании «Мировая техника». «Бизон» вообще избрал оригинальную тактику. По словам менеджеров компании, они одновременно являются и главным партнером, и постоянным конкурентом «Ростсельмаша». Поскольку через обширную дилерскую сеть торгуют и продукцией ростовского завода, и широким модельным рядом европейской и американской техники для всех сельскохозяйственных нужд. С помощью своей сети «супермаркетов сельхозтехники» по всей России «Бизон» занял лидирующие позиции на рынке продаж сельхозтехники страны. Оказалось, что торговать техникой в ЮФО куда проще и легче, чем ее производить. «Серый» импорт и высший «Клаас» Без поддержки государства производство отечественных машин сокращается. По данным «Союзагромаша», с января по апрель 2006 года в России было произведено 2417 комбайнов, что составило 78,3% от показателей за такой же период 2005 года. Сейчас отечественные машиностроители всерьез обеспокоены перспективой захвата их рынков сбыта поставщиками импортной техники. Российские производители призывают государство взять под жесткий контроль ввоз техники из Европы и США. Интересы соотечественников отстаивает «Союзагромаш» — некоммерческая организация, которая объединяет российские предприятия, связанные с разработкой, производством и реализацией сельскохозяйственной техники и оборудования. По данным «Союзагромаша», в 2006 году Россия закупила за рубежом на треть больше сельхозмашин, чем в предыдущий период. И эта тенденция, по мнению аналитиков, будет сохраняться. Заместитель директора «Союзагромаша» Денис Максимкин заявил «ЮР»: — Сегодня зарубежная сельхозтехника получает доступ на рынок России на условиях более благоприятных, чем отечественная. Виной тому недобросовестные импортеры, которые используют для поставок комбайнов в Россию так называемые «серые схемы». Зарубежный производитель при экспорте машины из своей страны получает возмещение НДС, а в России имеет возможность либо вообще его не платить, используя практику внесения техники в уставный капитал организации, либо растянуть выплаты на несколько лет, используя режим временного таможенного ввоза, либо выплаты снизить, занижая декларируемую стоимость техники. И все это происходит при помощи специальных экспортных агентств, которые есть во всех развитых странах мира. У нас пока, к сожалению, ничего подобного нет. В компании «Бизон» в свою очередь заявили, что ситуация осложняется еще из-за того, что значительное количество ввозимой техники, весьма востребованной нашими крестьянами, просто не имеет российских аналогов. «Союзагромаш» пытается повлиять на ситуацию. Так, в этом году отечественные производители добились принятия постановления «О внесении изменений в таможенный тариф РФ в отношении зерно- и силосоуборочных комбайнов, бывших в эксплуатации». Новым законом установлена пошлина на ввоз этой техники в 5%, но не менее ?70 за 1 кВт мощности, и с декабря на новые комбайны — 5%, но не менее ?100 за 1 кВт мощности. Однако экспансия зарубежных производителей не ограничивается лишь ввозом. В 2004 году по инициативе губернатора Краснодарского края Александра Ткачева на Кубани было построено сборочное производство немецких комбайнов «Клаас». Правда, пока вместо обещанных 200 машин собрано в несколько раз меньше. Некоторые специалисты утверждают, что говорить о полноценном сборочном производстве на Кубани пока не приходится. Под видом российской сборки сюда завозят практически готовую технику из Германии. В свою очередь, у представителей «Союзагромаша» отношение к немецко-кубанскому феномену неоднозначное. Не оспаривая качество краснодарских «Клаасов», представители «Союзагромаша» вскользь упомянули о том, что государство создает немцам отличные условия для бизнеса, забывая о поддержке собственных производителей. По мнению Дениса Максимкина, новое поколение ростсельмашевских комбайнов «Вектор» — настоящий прорыв в отечественном машиностроении, адекватный ответ любым зарубежным аналогам. И все же, несмотря на слабо скрываемое недовольство появлением оплота зарубежных конкурентов на родной земле, «Союзагромаш» принял краснодарский завод «Клаас» в свои ряды в качестве ассоциированного члена. Заместитель главы представительства компании «Клаас» в России Светлана Цветкова легко парирует обвинения в адрес зарубежной техники: — Краснодарские комбайны «Клаас» уже по праву считаются российскими, несмотря на заявления отдельных недоброжелателей. Защита отечественных комбайностроителей нередко переходит в лоббирование интересов конкретных компаний, как это вышло в случае с законом о новых таможенных пошлинах. Изначально новый порядок должен был распространяться лишь на машины, аналоги которых производятся в России, а в итоге затронул всю ввозимую технику. Цены решают все. Репрессивными мерами поток импорта не сдержать. Цена имеет значение Считается, что для большинства потенциальных покупателей решающим фактором при выборе техники является цена. Но даже сравнительно недорогие, по сравнению с зарубежными аналогами, российские новые комбайны и трактора пока роскошь для передовых крупных хозяйств. В этой связи предложения по кредитованию и приобретению техники в лизинг стали для игроков рынка особой статьей соперничества. — К сожалению, наше государство пока еще, видимо, не понимает, что во всем мире сельское хозяйство является дотационной отраслью экономики. Для сравнения, субсидии, выделяемые государством на лизинг сельхозтехники, в развитых странах мира составляют около $45 миллиардов в год, а в России совместный уставный капитал «Агролизинга» и «Россельхозбанка» составляет порядка $2 миллиардов, — заявляет Денис Максимкин. В этом году государственная компания «Росагролизинг» и вовсе отказалась финансировать закупку сельхозтехники, решив направить свои активы в животноводство. Производителям техники в экстренном порядке пришлось искать собственные варианты решения кредитного вопроса. — Продажи в кредит комбайнов «Ростсельмаша» составляют 49,7% продаж конечным потребителям (данные за 8 месяцев 2006 г.), — сообщил «ЮР» Евгений Асташкин, руководитель проекта по финансированию продаж компании «Ростсельмаш». — На сегодняшний день мы сотрудничаем с 4 коммерческими банками — Уралсиб, Росбанк, Внешторгбанк - 24, Крайинвестбанк (Краснодар). В ближайшее время планируется заключение соглашений еще с двумя частными банками. В 2006 году интерес коммерческих банков к кредитованию селян существенно вырос, что и обусловило появление новых партнеров по кредитным программам «Ростсельмаша». Правда, отечественные машиностроители опасаются, что «кредитная карта» может быть разыграна иностранными конкурентами. По заявлению руководителя промышленной группы «Новое содружество» Константина Бабкина, американские и немецкие государственные компании по поддержке экспорта субсидируют экспортеров, берут на себя их риски. Тем самым создаются условия, при которых иностранные производители техники имеют возможность отдавать свой трактор крестьянину на 7-8 лет в рассрочку платежа под 4% годовых. Такие условия российские производители предложить не могут, а низкая ставка и рассрочка на длительный срок — это важный и зачастую решающий фактор для фермера. Тем не менее на сегодня цена все же перестала быть решающим аргументом при выборе техники. У большинства потребителей решающими становятся экономические показатели, которые научились делать директора колхозов и фермеры. Российскую технику сегодня покупают вовсе не те, у кого нет денег на импортную технику, а те, кто считает, во что обойдется тонна зерна при использовании этой техники. Простые расчеты показывают, что убирать «Доном» выгоднее, чем импортным комбайном того же класса. Тем более что вложения в импортную технику окупятся в лучшем случае лет через десять. На заводе «Клаас» в Краснодарском крае «ЮР» заявили, что их техника пока по карману только передовым «кредитоспособным» хозяйствам. Хотя в определенном смысле это лукавство. Сельхозпредприятия крупнейших агрохолдингов сегодня предпочитают покупать ростовские комбайны. Например, один из крупнейших агрохолдингов ЮФО «Юг Руси», крупнейший агрохолдинг Новосибирской области «САХО», компания «Макфа» и многие другие регулярно закупают именно ростсельмашевскую технику.
Владимир ТАЕГЯН
|
|
|
|
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
|
|
|
|
|
|
НАШ ОПРОС НА САЙТЕ |
|
|
Нравится ли вам наш новый дизайн? |
|
|
|
ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР |
|
|
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.
|
|
|
ПОДПИСКА |
|
|
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050 |
|
|
ПАРТНЕРЫ |
|
|
|
|
|