— Как Вы оцениваете нынешнее состояние рекреационного потенциала ЮФО?
— По нашим оценкам, доля ЮФО в общем рекреационном потенциале России составляет около 19%. При этом Краснодарский край занимает первое, а Ставропольский — четвертое место в стране по этому показателю. Но если состояние туризма в Краснодарском крае приближается к понятию «бизнеса», то в Ставропольском это в большей мере еще «потенциал». Определенные ресурсы есть и у Ростовской, и у Астраханской областей. Республики ЮФО в связи с неблагополучной политической и социально-экономической ситуацией в настоящее время можно рассматривать лишь как места для экстремального туризма.
— Какой процент от общего дохода региона могут составлять рекреационные ресурсы?
— В разных регионах по-разному, все зависит от развития инфраструктуры туризма. Если нет на территории никакой экономики, кроме туризма, то и все 100%. Но, думаю, минимум 5-8%. — Несмотря на ежегодно растущую популярность, отечественные курорты все еще проигрывают в качестве отдыха и сервиса Турции, Египту, Кипру.
Какие шаги должны быть предприняты, чтобы изменить ситуацию?
— Необходимо пустить на региональный рынок 100% иностранный капитал, никаких совместных проектов. Совместный бизнес постепенно «обрусевает» и становится таким же «совком».
— Насколько рентабельно инвестировать в туристическую отрасль в ЮФО? — По поводу рентабельности ничего сказать не могу, все зависит от конкретных объектов и внешних условий. У нас любой бизнес рисковый — можно озолотиться, а можно и за решеткой оказаться, причем при совершенно одинаковом ведении бизнеса.
— Кто должен инвестировать в эту сферу: местные власти, государство, частный бизнес? — Местные власти, в меру их возможностей, главное, не должны мешать. Государство — создавать правовую базу, а частный российский бизнес, как ему и положено, — конкурировать, создавая лучшие условия для туристов. С моей точки зрения, все надо отдать в частные руки и тогда не будет персонала гостиниц и санаториев, глухо ненавидящих отдыхающих: «понаехали тут, жить мешают». Туризм — это даже не собирательная отрасль, это конгломерат различные видов деятельности, свести которых воедино можно только в результате специального исследования.
— Рентабельно ли восстанавливать устаревшие, порой полуразрушенные санатории и базы отдыха, оставшиеся с советских времен?
— Безусловно, все это, во-первых, недвижимость, а она растет в цене. Во-вторых, зависит от профиля объектов — это просто отдых или лечение. В общем, из всего этого можно сделать Спа, Виши или Карловы Вары. — Считаете ли, что реализация закона «О туристско-рекреационных особых экономических зонах» сможет серьезно повысить привлекательность таких вложений и подтолкнуть инвесторов? — Заявок уже полсотни, а зон, как мы видим по опыту, будет 3-5. Преимущество — может прийти иностранный капитал.
— С усилением позиций частного капитала в туристско-рекреационных ОЗЭ существенно повысится не только уровень сервиса, но и стоимость отдыха. Значит ли это, что отдых на отечественных курортах может стать не по карману?
— Всегда найдется контингент отдыхающих, кому это будет по карману. Но, еще раз повторю, если будет слишком дорого, то все предпочтут отдыхать за границей. Не забудьте, что уже сейчас
билет на самолет в Сочи дороже, чем чартер в Испанию. Совершенно очевидно, что проиграют те регионы, где зоны не будут созданы, несмотря на наличие туристического потенциала. С моей точки зрения, ресурсы для туризма в той или иной степени есть во всех регионах, поэтому надо не создавать локальные зоны, а предоставлять режим наибольшего благоприятствования отрасли в целом. Поэтому туристические зоны — это стратегическая ошибка.
— И все-таки, будущее южных курортов России за частными гостиницами повышенной комфортности, или советские санатории тоже найдут своего клиента?
— Как раз советские санатории и рассчитаны на большую часть населения страны. Только устроены они должны быть не по-советски. А вот гостиницы повышенной комфортности и, следовательно, завышенной цены, будут находиться в жестокой конкуренции с отелями других стран, где комфорт просто гарантирован. А главное, учтите, у нас климатические условия хуже, следовательно, есть проблема сезонности.
— Каковы, по Вашему мнению, перспективы туристической отрасли в ЮФО?
— Это крупнейший туристический регион России, преимущественно для внутреннего туризма. Желание отдохнуть на Юге распространяется во все больших слоях населения по мере повышения доходов. ЮФО испытывает растущее давление этой массы туристов. Задача «принимающей стороны» — в создании современной туристической инфраструктуры, начиная от аэропортов и заканчивая казино. Это надо делать быстро, а не ждать и думать, что «если едут, то и будут ехать, и так сойдет». Приехав один раз и побывав, например, в аэропорту Сочи, второй раз туристу приехать туда уже не так сильно захочется. А надо, чтобы туризм на Юг стал привычкой россиян.