|
Молчание — знак согласия Весной 1996 года Наталья Шишкина попала в аварию. Ехала в машине, принадлежавшей Федеральной службе налоговой полиции. Сидевший за рулем сотрудник ведомства выехал на встречную полосу и врезался в КамАЗ. Наталья получила переломы позвоночника и выжила, что называется, чудом. Но стала инвалидом I группы с полной потерей трудоспособности. Мать двоих детей, отныне не имевшая иных источников дохода, кроме пенсии по инвалидности (3500 рублей), решила подать в суд. И в 2002 году выиграла дело — согласно решению Прикубанского райсуда Краснодара краевое управление ФСНП должно было ежемесячно выплачивать пострадавшей 860 рублей. Решение истицу вполне устраивало — деньги небольшие, зато регулярные. Вот только получить их не удалось, так как в марте 2003 года Федеральная служба налоговой полиции была упразднена. — Ликвидационная комиссия вопрос дальнейших выплат рассматривать отказалась, а потом и вовсе прекратила свое существование, предварительно отчитавшись перед Москвой, что на Кубани претензий к службе налоговой полиции нет, — вспоминает Наталья Шишкина. Дело пострадавшей по вине госслужащего снова отправилось в судебные инстанции. И вот, наконец, в прошлом году тот же Прикубанский суд вынес определение, предписывающее «взыскать с Министерства финансов РФ в пользу Шишкиной Н.К. 222 тысячи 383 рубля за вред, причиненный ее здоровью». В силу документ вступил в мае 2005 года, бумаги были направлены в Минфин, но денег Наталья так и не получила. Обращения за помощью во всевозможные инстанции также не дали результата. Из Генпрокуратуры в ответ на жалобу о неисполнении решения суда ответили, что служба судебных приставов взысканиями с государства не занимается, это не предусмотрено российским законодательством. А из администрации президента сообщили, что перенаправили обращения в тот же Минфин. Знаменитая правозащитница Элла Панфилова не ответила вообще ничего. — Я звонила и в Министерство финансов, — рассказывает Наталья Шишкина. — В отделе судебной защиты мне пояснили, что за год в Минфин практически со всех регионов России поступают тысячи аналогичных обращений. Сказали: «Ждите! И до вас очередь дойдет». Жалуйтесь! Дело г-жи Шишкиной — не единственное. В отчете Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае за 2005 год упоминается о жительнице кубанской столицы, добивающейся выплаты по аналогичному исполнительному листу с 2003 года. Сейчас «в работе» у краснодарского омбудсмена еще одно схожее дело: — Человек был осужден за экономическое преступление, отсидел восемь месяцев и 23 дня. Потом Верховный суд приговор отменил, а незаконно осужденный решил потребовать денежной компенсации, — рассказал корреспонденту «ЮР» представитель аппарата Уполномоченного по правам человека в Краснодарском крае Владимир Козлов. — В итоге решение было принято, но не исполняется. Сейчас это дело у нас на контроле. Судятся с государством и сами правозащитники. Краснодарский правозащитный центр, по словам его руководителя Василия Раковича, отсудил у управления Минюста РФ по Краснодарскому краю 30 тысяч рублей за ущерб, причиненный в 2002 году попыткой приостановить деятельность организации. — Решение до сих пор не исполнено. Мы подали жалобу в Европейский суд, ждем ответ, — сказал правозащитник «ЮР». Жалобы на органы государственной власти составляют подавляющее большинство среди письменных обращений, поступивших к Уполномоченному по правам человека в Краснодарском крае в минувшем году. О том, сколько исков к государству в лице различных его структур и ведомств рассматривается в судах, можно только догадываться. Как сообщили корреспонденту «ЮР» в управлении судебного департамента Краснодарского края, подобная статистика попросту не ведется. Точнее, «государственные» дела не выделяются среди общего вала гражданских. В суде лишь подтвердили, что иски к различным ведомствам рассматриваются регулярно. — С начала этого года есть иски к Минфину — о возмещении ущерба, о компенсации морального вреда, о взыскании денежных средств, к Минобороны — о возмещении вреда по случаю потери кормильца. Обычно они удовлетворяются полностью или частично, — сказал представитель Краснодарского крайсуда корреспонденту «ЮР». Неправое государство С государственными ведомствами и отдельными чиновниками российские граждане судятся все охотнее. К тому же сегодня существует достаточное количество правозащитных организаций, готовых оказать содействие пострадавшим от произвола властей. Тяжба с государством нередко оказывается довольно перспективным делом, — считает руководитель правового отдела фонда «Общественный вердикт» Анна Керова. — Практически каждое обращение к нашим юристам касается споров граждан с органами государственной власти. В судах выигрывается около 50% всех дел. Но выиграть суд — это только полдела, — подтверждает московский адвокат Тамара Кучма: — Мой подзащитный, отсидевший год в тюрьме по обвинению в убийстве и впоследствии оправданный, тоже до сих пор не получил положенную ему компенсацию. Мне пришлось дойти до премьера Михаила Фрадкова — в ответ я получила заверение, что моя жалоба направлена в Минфин, а дело взято на контроль. В Министерстве финансов в 2005 году было зарегистрировано около 8 тысяч нерассмотренных исполнительных листов — в основном о взыскании средств. Совершенствование правовой базы исполнения судебных решений по искам к федеральной казне, органам госвласти и местного самоуправления стало одной из девяти основных задач, поставленных российским президентом в его ежегодном бюджетном послании Федеральному Собранию. А в конце прошлого года были внесены изменения в Бюджетный кодекс России и закон «Об исполнительном производстве». Документ, вступивший в силу с 1 января 2006 года, упростил процедуру взыскания средств. Если человек выиграл дело против чиновника или целого ведомства, то он вправе потребовать, чтобы суд сам направил исполнительный лист в Минфин. Санкции за неисполнение решения в этом случае предусмотрены УК РФ — вплоть до уголовного дела по статье «неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта». Тот же закон предписал Минфину в течение 3-х месяцев, то есть до 1 апреля 2006 года, вернуть долги по всем не исполненным прежде судебным решениям. — Меры по исправлению ситуации на этом участке работы приняты, — пояснила «ЮР» по телефону сотрудник Министерства финансов РФ Ирина Ершова, — сегодня уже рассмотрено около 7 тысяч исполнительных листов. Кстати, если решение суда вступило в силу менее шести месяцев назад, можно пожаловаться в суд по правам человека. Из 83 жалоб российских граждан, удовлетворенных Европейским судом в прошлом году, более половины связаны именно с неисполнением судебных решений. Всего с 1998 года суд в Страсбурге получил из России более 28 тысяч жалоб — больше, чем из любой другой страны, входящей в Совет Европы.
комментарий «ЮР»
Руководитель информационно-аналитической службы «Всероссийского общественного движения за права человека» Евгений Ихлов: — Обжалование гражданами неправомерных действий органов власти происходит в порядке 25 главы Гражданско-процессуального кодекса РФ и 125 статьи Уголовно-процессуального кодекса РФ (незаконность действия следователей, дознавателей, прокуроров). Вторая, кстати, появилась в УПК как одно из условий вступления России в Совет Европы. Граждане с огромной энергией бросились жаловаться и судиться с государством, даже появилось народное неформальное движение «Власть — под суд!». Пачками отменялись приказы, указы, распоряжения. К тому же было разрешено общественным организациям выступать в суде против нормативных актов, как говорится, «в пользу общества». Однако вскоре Верховный суд РФ отказал им в этом праве. Таким образом, гражданина оставили один на один с государством. Правда, в 2003 году Конституционный суд возродил право общественных организаций защищать интересы гражданина, который не имеет средств на услуги адвоката. Было еще хорошее время, с 1999 по 2001 год, когда происходила борьба центра с регионами. Появилась возможность отменять достаточно большое количество незаконных нормативных актов региональных властей (к примеру, регистрационные правила в Москве). Но когда произошла консолидация власти — все закрылось. Особенно после начала судебного реформирования. Судья впал в полную зависимость от председателя суда. В уголовном судопроизводстве роль судов свелась к тому, чтобы превращать обвинительное заключение в приговор. А в гражданском — обжалование действий властей было просто поставлено на конвейер, где штамповались нужные для государства решения. Это значительно снизило массовость обращений. Об идее создания института административного судопроизводства, когда дела «Гражданин против органов власти» будут выделены в отдельное ведомство, могу сказать, что это сделает лишь хуже. Ведь это будут высококвалифицированные, специально отобранные судьи, выделенные на защиту государства. Новая иерархия, новая структура с новыми зарплатами, за которую «защитники» будут очень держаться. Альтернатива — самая простая: обеспечить независимость судьям, не уменьшая общественный контроль за их деятельностью. Я бы еще предложил такое решение — передать дела о защите достоинства личности и нарушениях личностных прав со стороны государства суду присяжных. Других быстрых путей и реформ — не существует.
Игорь СТРИЖОВ, Алена СЕДЛАК
|
|