|
|
|
|
|
Наступление торговых центров
|
|
|
|
Богатый потребитель В 2005 году оборот розничной торговли в ЮФО составил 796,4 миллиарда рублей, что на 16% больше по сравнению с предыдущим годом. Наиболее динамично розничная торговля прирастала в Ростове, Краснодаре, Волгограде. Рост оборота связан с увеличением доходов жителей юга. По данным статистики, лидирует (по среднедушевому обороту) Ростовская область (45 тысяч рублей), далее следует Краснодарский край (40,8 тысяч рублей). С ростом доходов меняется и покупательский интерес. — Все больше южан предпочитают совершать покупки в крупных магазинах, а не на рынках, — сообщил «ЮР» Владимир Бородай, начальник управления потребительского рынка товаров и услуг Ростовской области. Тенденцию подтверждает статистика. В среднем, на долю крупных и средних торговых организаций приходится почти 30% продаж в крупных городах. Доля открытых рынков постоянно сокращается и в областных центрах уже давно не превышает 17-20%. Повышенный интерес к строительству торговых центров связан с растущими выгодами, которые они приносят своим владельцам. По данным журнала «Молл», прибыльность девелопинга сегодня достигает 25%, тогда как продовольственная розница приносит 5-7%. Популярность торговых центров стимулирует рост цен на аренду торговой недвижимости. Меньше чем за полгода арендные ставки в среднем выросли с $20-22 за квадратный метр в месяц до $40-45. Первые торговые центры в ЮФО начали появляться в старых заводских ангарах и других неприспособленных зданиях. Но и сегодня, несмотря на бум строительства, потребности округа в торговой недвижимости, по данным консалтинговой компании «SWR», превышают 300-400 тысяч квадратных метров в каждом крупном городе. В ближайшее время дефицит может быть компенсирован за счет строительства новых объектов, которые ведут как крупные зарубежные девелоперы, так и местные игроки. Наиболее привлекательные города для инвестиций в торговую недвижимость — это Ростов, Краснодар, Волгоград. Манящий Юг До сих пор самые крупные торговые центры работали в Краснодаре. Местный «Сити-Центр» в прошлом году даже вошел в рейтинг крупнейших торговых центров России, который составил в прошлом году «Российский совет торговых центров», заняв в нем 13 место и получив номинацию «Пул арендаторов». Сегодня в «Сити-Центре» работает свыше 80 бутиков на площади 30 тысяч квадратных метров. Внутри он очень напоминает московские торговые комплексы «Твой Дом» и «Крокус-Сити». Другой крупный проект — «Красная площадь» —реализуется в столице Кубани российским девелопером — «Рамо М». Последняя, третья очередь комплекса должна открыться летом этого года. В результате общий размер торгового пространства может достигнуть почти 90 тысяч квадратных метров. Кроме того, в ближайшее время в Краснодаре планируется строительство еще нескольких комплексов. Самый крупный из них «Сити-Парк». Его инвестор — один из российских банков — вкладывает в проект свыше $100 миллионов. Предполагается, что годовой оборот торговой сети центра составит 5-6 миллиардов рублей, объем производства услуг — 250-300 миллионов. Другой проект реализует компания «Мегаполис». Она намерена инвестировать в строительство торгового центра свыше $20 миллионов. Привлекательным для инвесторов городом в южном регионе является и Волгоград. Здесь сегодня работает около 13 торговых центров. Заметным игроком на рынке является местная группа компаний «Диамант». Ей принадлежит 9 работающих и строящихся торговых центров по всему городу. Основной конкурент «Диаманта» — европейская управляющая компания «Молл Менеджмент». В 2003 году в Волгограде она построила первый на Юге России и один их крупнейших в Поволжье комплексов «Парк Хаус». Его площадь 52 тысячи квадратных метров. По данным компании «Молл Менеджмент», он привлекает свыше 150 тысяч посетителей в неделю. В ближайшее время «Молл Менеджмент» планирует расширять свое влияние на Юге. По словам специалистов компании, они сейчас ведут предпроектную подготовку для освоения Краснодара и Ростова. Насколько удачным окажется приход еще одного игрока — вопрос. По мнению экспертов, с приходом в Ростов шведской «Икеа» и завершении строительства еще нескольких крупных объектов рынок может оказаться существенно «перегрет», и кому-то придется потесниться. Накал по-ростовски Донская столица сегодня, по мнению экспертов, один из самых привлекательных регионов для строительства торговых центров. Причем интерес к ней проявляют как российские игроки рынка, так и крупнейшие транснационалы. В Ростовской области уже работают местные игроки: «Вертол-Сити», «Горизонт». На прошлой неделе в Ростове-на-Дону состоялась официальная закладка первого камня для строительства семейного торгового центра — «Мега». По данным «Рейтинга российских торговых центров 2005», именно торговая марка «Мега» сегодня является лидером в России. Общая площадь магазина в Ростовской области составит свыше 130 тысяч квадратных метров — это будет самый крупный торговый центр на Юге России. Инвестиции в проект превысят 100 миллионов евро. Он сможет принять до 200 арендаторов. Якорным арендатором «Меги» станет мебельный магазин «Икеа» (первых посетителей он примет в конце 2007 года). Кто еще появится в будущем мегацентре, пока неизвестно. По словам директора по недвижимости ИКЕА-Россия Андерса Биннмура, сейчас идет активная конкурентная борьба между желающими разместиться в «Меге». По словам генерального директора ИКЕА - Россия/Украина Пера Кауфмана, интерес к Ростову связан с тем, что это наиболее крупный город в регионе, к тому же здесь иностранцам удалось достичь договоренностей с местными властями. Директор по развитию сбытовой сети «Пятерочка» в Ростовской области Сергей Рогузько, в свою очередь, считает, что интерес к Ростову связан, во-первых, с самыми высокими доходами жителей южной столицы, во-вторых, с удобным географическим положением. Одновременно со строительством «Икеа» в Ростове разрабатывается еще один крупный проект, который ведет компания «РосЕвроДевелопмент». Она собирается вложить свыше $150 миллионов в строительство торгово-досугового центра. Заканчивает возведение центра моды «АсторПлаза» (местный игрок — компания ААА). Этот девелопер уже готов совместно с российской компанией «Доринда» и английской «Касторама» реализовать другой проект, который, по мнению экспертов, может стать альтернативой и главным конкурентом «Икеа». Речь идет о строительстве крупного торгово-развлекательного центра в Советском районе города, где задумывается единый комплекс, площадью около 100 тысяч квадратов. Своеобразный противовес «Икеа» на выезде из Ростова в Таганрог готовит и екатеринбургская компания «Кит-Кэпитал». По мнению экспертов, если все планы будут реализованы, то Ростов ждет настоящий «перегрев» рынка. — Компании рассчитывают, что доходы населения будут продолжать расти, — считает Сергей Рогузько, директор по развитию сбытовой сети «Пятерочка» в Ростовской области. — Однако, по нашим прогнозам, в ближайшее время темпы роста будут довольно скромными. В результате компаниям придется активно конкурировать друг с другом, и решающее значение будет иметь привлечение в качестве якорных арендаторов продовольственных магазинов. Именно за продуктами люди приходят каждый день. Привлеченные продовольствием, они посещают мебельные магазины и магазины бытовой техники. Разогретые — покупают всевозможные мелочи. Однако количество крупных компаний на региональном рынке продовольственной розницы довольно ограничено. Вполне возможно, что новым торговым центрам придется искать иные пути развития: или создавать продовольственные магазины самостоятельно, или снижать арендные ставки. Последние несколько лет по темпам строительства торговых центров крупные города ЮФО опережают даже Москву. По мнению экспертов, завершение нескольких крупных объектов могут "перегреть рынок". Кому-то придется потесниться.
Анна ДЕМЧЕНКО
|
|
|
|
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
|
|
|
|
|
|
НАШ ОПРОС НА САЙТЕ |
|
|
Нравится ли вам наш новый дизайн? |
|
|
|
ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР |
|
|
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит. |
|
|
ПОДПИСКА |
|
|
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050 |
|
|
ПАРТНЕРЫ |
|
|
|
|
|