|
Нет — царскому подходу!Николай Коломейцев, первый секретарь ростовского городского комитета КПРФ: — Любая пенсия должна позволять человеку достойно жить. Привилегии «бывшим» и их семьям только злят людей. Власть себе сначала сделала заоблачные зарплаты, потом и пенсии. На самом деле все должно решаться не указом президента, а нашими же законами — о государственной службе, о муниципальной службе. Есть в конце концов трудовое и пенсионное законодательство. Не должно быть царского подхода в этих вопросах — сегодня мы повелеваем дать тому-то то-то, а тому-то ничего не дать. Если мы говорим о правовом государстве — то все указы нужно отменить. И в первую очередь — о сохранении гарантий первому президенту Российской Федерации Ельцину, которого на самом деле нужно к ответственности привлечь. Будучи депутатом Государственной Думы, я вместе с Виктором Илюхиным и еще двумя коллегами был инициатором такого законопроекта. Правовое государство должно работать на основании законов, а не указов и постановлений.
Достойный человек должен дожить достойноАхмед Муртазалиев, замуправляющего Пенсионным фондом Республики Дагестан: — Если парламент республики хочет кого-то поблагодарить за прошедшую результативную работу — ничего в этом плохого нет. Почему человек, который более 15 лет своей жизни отдал нелегкой работе руководителя, не может достойно пожить и дальше? Что в этом плохого? Мы же не Шариковы, в конце концов пора понимать, что руководитель субъекта должен быть во всех отношениях достойным человеком. Если он не достоин — парламент решит. Если принимается решение о пожизненных привилегиях — будем считать, что это волеизъявление народа. Это решили не мы, не вы, не я. Это решил парламент. К тому же создается некий прецедент: теперь человек, который претендует на такой высокий пост, уверен в том, что он по окончании своей работы не будет влачить жалкое существование. Это нормально, это мировая практика. Пенсионный фонд к этому никакого отношения не имеет. Идет нормотворчество местного характера, парламента, а значит, и источник финансирования реализации этого решения — республиканский бюджет. Уважать, конечно, людей нужно, но соразмерно возможностям.
За награду народа скажи спасибоАлександр Крутов, депутат Госдумы, член комиссии по вопросам депутатской этики: — Когда мы объявляем неприкосновенной персоной бывшего президента Ельцина или других высших чиновников, также не проявивших себя на государственном поприще, возникает вопрос — а за что? Если человек трудился, и после этого его область, республика или государство стали лучше, повысился жизненный уровень, продолжительность и качество жизни, тогда можно было бы выразить признательность таким образом. Как бы «награда народа». А когда 30% жителей живут за чертой бедности, когда пенсионеры перебиваются с хлеба на квас — почему мы должны выделять эту группу людей? Поработал, ушел на покой — получи ту пенсию, которая тебе положена по штату. И скажи спасибо, что ты живешь именно так, как живешь. А вот привилегии для членов семьи — это вообще нонсенс, неэтично и безнравственно. Какое отношение имеет семья к работе главы региона? Каждая республика сама на местном уровне решает, какое вознаграждение заслужили те или иные чиновники после выхода на пенсию. Так как они всегда себя считают «временщиками», то и принимают законы, чтобы прежде всего обеспечить привилегии для них, для чиновников.
Пусть помогут государствуВалерий Гартунг, председатель Партии пенсионеров РФ: — Я не вижу ничего предосудительного в том, что общество выделяет каких-то личностей, которые много сделали. Однако это должна быть система, которая не только поощряет и выделяет, но и в целом решает проблемы всех пенсионеров страны. Кандидатуру на статус привилегированного пенсионера должна рассматривать Государственная Дума. В то же время оценка заслуг отдельной личности не должна переноситься на его семью. Ни в коем случае не устраивать пожизненных привилегий для нескольких поколений родственников. Другое дело, что появилась такая профессия, как «супруг» или «супруга» президента или главы государства: человек наравне со своей половиной выполняет государственные функции и поэтому не может посвятить себя профессиональной деятельности. В таких случаях можно делать исключения. Что касается Ельцина, то члены «семьи» настолько обеспечены, что госпомощь им не нужна. Они могут сами государству помочь.
Противно все этоВиктор Понедельник, заслуженный мастер спорта, «легенда российского футбола»: — У меня нет статуса пенсионера союзного значения. Я получаю обычную гражданскую пенсию, и тысячу рублей всем чемпионам Европы и мира доплачивает Юрий Лужков. Два года уже обещают ветеранам спорта доплачивать по 5 тысяч из фондов Российского футбольного союза. Но пока — все разговоры. В любой стране мира спортсмены, приносившие славу своей родине, обеспеченные люди. Мы же получали зарплату такую, как и все. Нам обещали пенсию рассчитывать из зарплаты игроков сборной. Но когда рухнул Советский Союз, об этих обещаниях забыли. Единственное, что помогает ветеранам выжить — это турниры Союза ветеранов. Там вручают небольшие материальные призы. Другие средства поддержания жизни редки и нестабильны. Меня пригласили советником в футбольную команду, там полгода платили немножко. Вот так — кто куда устроится.
На Кавказе бывших не бросаютМагомед Бакашев, алим Урус-Мартановского района, Чечня: — У жителей Кавказа несколько иное отношение к старикам, в том числе и к бывшим политическим и административным деятелям. Вы в России привыкли ругать всех лидеров после ухода и считать их деньги. Мы же уверены в том, что если человеку поручали руководить республикой — значит, он был достоин этого. Говорить об ошибках лидеров нужно при их действиях, а не потом, в спину. Вот Руслан Аушев, бывший президент Ингушетии, вынужден был оставить пост. Но к его мнению ингуши прислушиваются и сейчас, не бросили его, поддерживают. Я не призываю перед ними преклоняться, но оказывать им внимание и государственную помощь — обязательно.
ДОСЬЕ «ЮР»
2004 год. После внезапной кончины губернатора Астрахани Анатолия Гужвина областная дума приняла поправки в закон «О статусе губернатора». Поправками прописывались гарантии близким главы региона, который прекратил исполнение своих обязанностей по «причине смерти». Закон распространялся на нетрудоспособных членов семьи (мать и супругу). Им надлежало выплачивать двадцатикратный размер базовой части трудовой пенсии по старости, как это определено федеральным законодательством. 2005 год. После ухода в отставку по состоянию здоровья главы Кабардино-Балкарии Валерия Кокова, новый президент — Арсен Каноков — подписал указ «О гарантиях президенту КБР, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Президенту установили ежемесячное пожизненное содержание в размере 80% от прежнего вознаграждения. Сохранили за ним государственную охрану, средства спецсвязи и транспорт. Медицинское обслуживание, одна из государственных дач и «право содержать за счет средств республиканского бюджета аппарат помощников» также остались привилегией. После смерти Валерия Кокова каждый член его семьи получил ежемесячное пособие. 2006 год. Дагестанский парламент принял закон «О гарантиях председателю Государственного Совета Республики Дагестан, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи». Эту должность более 12 лет занимал Магомедали Магомедов, ушедший в отставку 16 февраля. Бывшему главе республики будет сохранено пожизненное ежемесячное денежное содержание, охрана, госдача и бесплатное использование систем правительственной связи.
Светлана ЛУКЬЯНЧИКОВА
|
|