|
Безбожная Дания и политизированный исламОтец Дариуш, настоятель Римско-католического храма, г.Сочи: — Внутри своей конфессии юмор приемлем и не обижает никого. Даже карикатуры на Папу Римского не являются для нас значимой проблемой. В исламе — понятия другие. Дело в том, что христианство не так сильно связано с политикой, как ислам. Люди в исламских странах не представляют себе шуток на тему религии. Для них это означает одно: «кто-то поднял руку на ислам». Датские карикатуристы не знали этого и пошутили очень грубо. Скорее всего, потому что Дания — страна безбожная, там не развиты ни христианство, ни ислам. Но если бы они сделали карикатуру на христианские святыни — все равно бы такого шума не было. Все дело в личном восприятии: кто-то увидел и не отреагировал, кто-то увидел и обиделся, а сейчас даже те, кто не видел — или обиделись, или виноваты. Вот я поляк. И моя страна уже тоже извиняется, в солидарность с другими европейскими странами. Я не понимаю почему? Может, боятся, что тоже будет драка под посольством? Вообще, образы святых лучше почем зря не трепать — всегда будет кто-то обижен.
Такие разные свободыИеромонах Христофор, Царицынский православный университет, г. Волгоград: — В данном случае этот юмор был непозволителен, поскольку изображения святых для верующего человека всегда носят священный характер. С точки зрения международного права религиозные чувства должны быть уважаемы, невзирая на то, православный, католик, протестант или мусульманин. В этом отношении возмутившиеся мусульмане правы. Религиозные чувства должны уважаться, в этом есть принцип демократической свободы. Нельзя одобрить их поджоги и убийства, но требование извинений — справедливо. Во всяком случае, если демократическое общество Запада позволяет себе оскорбление религиозных чувств мусульман, оно должно понимать, что это оскорбление. Вся проблема западного мира в непонимании одного — где граница свободы? Это уже не свобода, это уже произвол. Рисую, что хочу, делаю, что хочу. Почему свобода слова датчанина притесняет свободу вероисповедания другого?
Не вмешивайтесь в БожественноеДжафар Бикмаев, глава Духовного управления мусульман Ростовской области: — Мы — мусульмане — оскорблены, и даже, в какой-то степени, унижены. Ни один великий художник не смел нарисовать Пророка. Исламский мир вообще отвергает художество (фотографии — пожалуйста, это точная копия), а художества… Художник может сделать все, что угодно: где-то лишнюю часть носа убрать, не на месте родинку поставить, то есть внести коррективы в создание Всевышнего. Ислам не против культуры, не против рисования, мы просто считаем, что человек не имеет права вмешиваться в Божественное. А датские журналисты, не имея ни одного на земле портрета Пророка, изображают его в таком безобразном виде — в чалме в виде бомбы со взрывателем, борода, как у Бен Ладена, нос, как у покойного Мкртчяна. Мы знаем все о своем Пророке — какого цвета были волосы, цвет лица, рост, борода какой длины — он был ухоженным и красивым. А тут в таком безобразном виде и на весь мир. Пророка вообще никто не имеет права рисовать. Но датские журналисты почему-то считают это свободой слова и печати. Наверное, надо считаться с полутора миллиардным мусульманским населением. Да, существуют карикатуры на Папу Римского. Но нельзя Папу сравнивать ни с Христом, ни с Пророком. Они — избранные Всевышним посланники, а Папа — человеческий избранник, служитель церкви. И все же воевать из-за этого глупо. Это минус идеологии ислама.
Сами виноватыАндрей Саенко, художник каталога «Российская карикатура»: — Я считаю, что нужно уважать религиозные чувства верующих любых религий, но в данном случае обижаться не на что. Разве события последних лет не показывают, что всякие выродки, прикрываясь знаменем ислама, творят, что хотят? Если бы не было прецедента, то и не появились бы карикатуры. Карикатура только отражает действительность. Ведите себя по-человечески — и не будет никаких карикатур, оскорбляющих ваши чувства. И еще хочется спросить у этих «обиженных и оскорбленных», как должны относиться к ним верующие других религий, когда они взрывают и разрушают их храмы? Это не оскорбление веры других народов? Дурные головы даже не понимают, что, промолчи они, никто и не заметил бы эти карикатуры. Кто до этого знал какую-то датскую газетенку? А теперь эти карикатуры известны всему миру. Чем больше шума вокруг них, тем больше их печатают другие издания. Они же сами и создали рекламу и карикатурам, и газете, и художнику. Я не удивлюсь, если теперь будет появляться все больше и больше карикатур на эту тему.
Ну как-то же надо обозначить!Александр Зудин, карикатурист, автор популярного календаря «Календурь»: — У Жана Эффеля была целая книга юмористических рисунков на библейскую тему. И для нас это не оскорбительно — изображать Бога, как дедушку, в облаках, с нимбом над головой. У нас был образ Бога, а в арабских странах — нет. Они даже лица у женщин скрывают, что уж о Боге говорить. Поэтому они и возмутились, кто в Европе осмелился нарисовать их Бога! А как поступать карикатуристу, если он хочет отразить эту тему? Надо же как-то обозначить Магомета. Вот у меня была карикатура на Буша, где он, будто баскетболист, бросает земной шар в нимб Богу, который держит свой святой ореол, точно баскетбольную корзину. Можно было бы придраться и сказать, что я богохульствую, нивелирую значение Бога. Но как-то мне надо было поднять социальную проблему, и я решил именно так. Конечно, датские художники никак не ожидали такой реакции. Скорее всего, это только повод. Привязались к карикатуре. С карикатурами всегда сложно — не так давно за рисунок с юмором на тему «Вождь» тюрьма грозила.
Дух дышит — где хочетСергей Ковалев, правозащитник Фонда имени А.Сахарова, Москва: — Обратите внимание, карикатуры были опубликованы в сентябре, а хватились сейчас. Никакого стихийного возмущения нет. Это все заказанная шумиха. Это довольно многим выгодно в политическом мире. Есть незыблемый принцип свободы слова, свободы самовыражения. Никто не вправе навязывать мне то, о чем я должен задуматься, о чем мне писать, говорить с моими собеседниками. Однако ответственный журналист должен задуматься о том, к чему может привести его выступление, и найти форму свободного высказывания своих мыслей, которая не извратит существа этих мыслей, но и гарантирует от неприятностей. Приоритет здесь все-таки за свободой слова. То, что сейчас происходит — вопиет против права. Есть такое библейское выражение «Дух дышит — где хочет», вот он и дышит! Вам не нравится, что он дышит — ваше дело, возражайте, но не взрывайте посольство! Картинка не стоит убитых людей.
Мусульманское предупреждение — шутки в сторону!Игорь Колгарев, христианский карикатурист, автор книги «Аминь-комиксы»: — В данном случае я считаю, что все-таки было совершено глумление над человеком, с которым мы можем быть не согласны. Это действительно оскорбление. Святым не приличен непристойный, скабрезный юмор. Мы не принимаем шутки и карикатуры на темы секса, черного трупного юмора, которые смакуются в греховном мире. Также не может быть никакого смеха и шуток, а тем более смешного изображения в адрес Бога, Иисуса Христа, ангелов, Церкви, христианства, Библии, Божьих заповедей, святой жизни и целомудрия. То, что творится сейчас в цивилизованных и демократических странах со свободой глумления над Богом и религией, не вписывается ни в какие рамки человеческого приличия. И инциденты с мусульманами должны, я думаю, подвести нас к мысли, что с этими вопросами лучше не шутить. Карикатуры влияют на зрителя. Важно, опять же, в чьих карикатура руках и что защищает, за что сражается. Когда карикатур, несущих какую-то идею, много, и когда они повсюду, когда они смешны и попадают в точку, они способны изменить сознание людей, заставить их задуматься о своем образе жизни. Карикатура — оружие, и оружие мощное.
Разрешите присоединиться?
Муфтияты республик Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария и Чечня внесли свою лепту в мировой «карикатурный скандал». Появившиеся еще в сентябре крамольные карикатуры никто из простых южнороссийских мусульман не видел, но именно в феврале в мечетях их стали обсуждать, проявлять возмущение и направлять ноты протеста. Ни стихийных митингов, ни избиений иностранцев скандинавской внешности в ЮФО не наблюдалось. В Дагестане, правда, ревностные мусульмане предложили отказаться от европродуктов, но, по словам заместителя председателя комитета по вопросам религии Республики Дагестан Хана Бабаева, это их сугубо личное дело, и на правительственном уровне никаких запретов нет и не будет. Да, в Чечне никак не могут определиться с Датским Советом по беженцам. Вроде давно проверенная организация, занимается только гуманитарной помощью, действует на территории республики с 1997 года, сделала много добра для населения… Но мало ли, может отправить датчан от греха подальше? — К самому фонду ни у Рамзана Кадырова, ни у правительства республики абсолютно никаких претензий нет и быть не может, — заверяет «ЮР» пресс-секретарь Кадырова Лема Гудаев. — Да и вопрос о высылке иностранцев еще прорабатывается. Не думаю, что это произойдет. Дело же не в национальности, претензии — к датскому правительству, которое официально не прореагировало на возмущение мусульманского мира.
Светлана ЛУКЬЯНЧИКОВА
|
|