|
|
|
|
|
Нальчик особого режима
|
|
|
|
Городу сделали операцию18 октября. Жилой микрорайон «Искож» на рассвете оцеплен военными. — Только что позвонила сотрудница: людям не разрешают даже из квартиры выйти. Господи, что там происходит? — волнуется администратор гостиницы. До поворота, ведущего в микрорайон, маршрутка довозит без проблем. Дальше можно только пешком, весь транспорт заворачивает ГИБДД. Продавцы магазина утверждают, что не было ни перестрелок, ни одиночных выстрелов. — Хлеб вот опять не смогли завезти. Покупатели будут возмущаться… Через пару кварталов — второе кольцо оцепления: несколько военных грузовиков с надписью «люди», БТР и два танка, пушки которых направлены в сторону жилых домов. Толпа милиционеров, бойцы ОМОНа… У каждого прохожего требуют паспорт, при его отсутствии задерживают до выяснения личности. — Не беспокойтесь, товарищ полковник! Все идет по плану, — кричит в телефон милицейский начальник. Редакционное удостоверение «ЮР» не спасает меня от подозрений: — Никаких комментариев. Может, вы — шахидка? Приходится возвращаться от греха подальше. На пороге райотдела милиции переминается с ноги на ногу мужчина: — А как можно ружье свое забрать? Его семью разбудили на рассвете люди в камуфляже. Узнав, что в квартире есть зарегистрированное охотничье ружье, забрали и оружие, и его владельца. Через пару часов мужчину отпустили, ружье увезли в неизвестном направлении на машине с московскими номерами. Кто увез, куда увез — в райотделе никто не знает. Эта масштабная операция, которую официально назовут «адресной проверкой», будет продолжаться весь день. Освещать ее в вечерних новостях доверят местному ТВ: главные герои — снайпер на крыше гаража, автоматчики в подъездах, патрули на каждой улице, личные досмотры… Возвращающихся с работы жителей не подпускают к своим домам до «выяснения обстоятельств», и люди вынуждены толпиться на улицах. — Потерпим, куда деваться? Только чего вы раньше этого не делали? — сказал прямо в телекамеру какой-то старик в мокрой от дождя кепке. Об итогах операции — ни слова. А были ли вообще результаты у этой образцово-показательной зачистки, случившейся на пятый день после 13 октября?
Забудьте слово «ваххабит»Купола соборной мечети Нальчика в высоту такие, что видны со всех концов города. Эта мечеть, исполненная в стиле хай-тек (из стекла и металла), — дар Арсена Канокова, сделанный им еще до назначения на пост президента КБР. Здесь располагаются и офисы республиканского Духовного управления мусульман (ДУМ). Под его эгидой действует 120 религиозных организаций, исповедующих так называемый традиционный ислам — учение Абу Ханифы. — В дни, когда случились страшные события, мы молились о спасении заблудших душ наших детей, — говорит заместитель муфтия Хазрат-Али Дзасежев. По его словам, не было никакого смысла в том, чтобы выйти к захватчикам с мольбой остановить стрельбу. — Они нас не понимают. Например, я лично неоднократно пытался наладить с ними контакт: им одно твердишь, а они в конце свою версию выскажут и тут же уходят из мечети, — утверждает Дзасежев. Я прошу уточнить: «они» — и есть те самые ваххабиты? Оказывается, мой собеседник не знает ответа на этот вопрос. — Поймите, одно из четырех течений в исламе — учение Мохаммеда Бен Абдель-Ваххаба — не имеет отношения к тем идеям, которые овладели нашими ребятами. Кстати, ни один из них не называет себя ваххабитом, это считается у них даже оскорблением, — объясняет Дзасежев. — Это скорее сектантство, название которому еще не придумано. Они очень закрыты и с высокомерием относятся к остальным мусульманам. Заместитель муфтия полностью отрицает одну из версий случившегося 13-14 октября, основанную на религиозных притеснениях. — В республике около 150 мечетей. Каждому найдется место для молитвы, — уверяет собеседник «ЮР». По его мнению, проблема в другом: — Когда общаешься с нашей молодежью, остается впечатление, что они знают ислам поверхностно, обрывочно. Но у нас не хватает имамов с высшим духовным образованием. Таких во всей республике не больше десятка. Хотя есть свой исламский институт и опытные специалисты, которые могли бы подготовить собственные кадры, не обращаясь к загранице. Но чтобы молодой человек захотел стать имамом, ему нужно видеть перспективы. Ему нужны стипендия, общежитие. А наши преподаватели уже полгода не получают зарплату. Стыдно говорить, но мы — нищие, хоть и работаем в таких шикарных подаренных кабинетах… По словам Дзасежева, особая нужда в сильных духовных лидерах наблюдается в сельской местности, где, как правило, имамом является человек, который вышел на пенсию и хоть немножко знает молитвы.
Нартан — территория страхаПригород Нальчика — селение Нартан, откуда 13 октября в столицу республики выдвинулся один из самых многочисленных отрядов вооруженных террористов. На безлюдных улицах высокие глухие заборы не могут скрыть добротных двух- и трехэтажных особняков. Растянувшаяся вдоль селения асфальтовая дорога берет начало у одной мечети, а заканчивается у другой. Будто бы разнесло их на разные полюса. В одной собираются пожилые мусульмане, в другой — молодые. Как говорится, налево пойдешь — учение Абу Ханифы найдешь. Пойдешь направо — неизвестно, чем дело кончится. — Пару лет назад была в Нартане и третья мечеть. Но ее власти закрыли, когда там появилось оружие, — рассказал местный житель. — Теперь вот молодые переместились в другую мечеть. Она маленькая, неказистая — хибарка. А наша — большая, порядочная, чистая. Но они набьются в свою и сидят, как на нарах. Наши молодые какие-то искореженные. Они даже хадж не хотят совершать. Потому что там тяжело, там трудности, там каждый день, из сорока назначенных, нужно преодолеть самого себя. У наших молодых терпения нет. Приходят, например, в мечеть и сидят как-то вяло, как тряпки мокрые. Они как будто из чужой страны. А спорить как любят — ужас! До смерти! И молятся как-то не по-нашему. И не чувствуешь, что они наполнены мусульманским достоинством и благостью. А ведь умеют — лучше, чем мы, пожилые, умеют. А не хотят. Считают ненужным. Уважение к старшему на уровне «салам», и все. Остальное пустое. Молодых ребят сейчас в Нартане куда больше, чем пожилых. Очень много. А руководят ими крепкие молодые мужики. Бородатые. Которые откуда-то очень хорошие деньги получают. Они сами знают — кого из своих хорошо обеспечить, кого — так себе, а провинившихся к шайтану пошлют и точка. И какие это хитрые люди — ужас! И страшно притом, — собеседник «ЮР» не скрывал своей фамилии. Но оставим его анонимом в целях безопасности: сосед стрелял в соседа — был и такой эпизод проклятого 13 октября, о котором мне рассказали очевидцы. Здесь ничто даже внешне не напоминало о случившемся. И это в то время, когда в Нальчике военные оккупировали, кажется, все скамейки на городских бульварах. А в Нартане — ни блок-поста на въезде, ни единого патруля на безлюдных улицах. И тишина… Или затишье?
Юлия БЫКОВА
|
|
|
|
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
|
|
|
|
|
|
НАШ ОПРОС НА САЙТЕ |
|
|
Нравится ли вам наш новый дизайн? |
|
|
|
ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР |
|
|
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.
|
|
|
ПОДПИСКА |
|
|
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050 |
|
|
ПАРТНЕРЫ |
|
|
|
|
|