|
|
|
|
|
Незнатные люди Карачая
|
|
|
|
Карачаевск лежит в живописном ущелье вдоль реки Кубань. Горы и река едва ли не единственные достопримечательности этого маленького городка. На въезде гостей встречает статуя горянки, подносящей чашу усталому путнику. Карачаевск — неофициальная столица не существующей административной единицы. Три района, где проживают этнические карачаевцы (один из народов республики), местные жители называют Карачаем. Главное здание города — Карачаево-Черкесский государственный университет (бывший педагогический). Известная на всю республику и соседние регионы кузница кадров для районных школ и училищ. Но мало кто знает, что его студенты прославились не только на ниве учительства.
«Ваххабитский рассадник«Салам», — говорит Тимур, первый студент, встретившийся мне у входа в университет. Просит закурить. На мой вопрос о местных достопримечательностях усмехается: — Знаю, многие после терактов думают, что тут, в Карачаевске, чуть ли не ваххабитский рассадник, а студенты все с бородами ходят… Оглядываться в поисках «бородатых студентов», действительно, бессмысленно. Хотя бы потому, что идет сессия, и многие на каникулах. — Если хотите узнать о ваххабитах, езжайте в Учкекен, а здесь их давно нет, — вторит Тимуру его друг Расул. Учкекен — небольшое село неподалеку от Карачаевска, в свое время ставшее оплотом новой «Карачаевской республики». Местная радикальная молодежь в начале 1990-х в знак становления нового порядка даже снесла в селе памятник Ленину. Предводитель движения — Мухаммед Биджиев — возглавил местное отделение «Исламской партии возрождения», создал первую ваххабитскую организацию «Имамат Карачая», а его сподвижники захватили здание бывшей поликлиники, где открыли духовное училище — медресе. Кстати, сейчас Биджиев больше известен под именем Биджи-уллу — вполне благополучный москвич, заместитель председателя Духовного управления мусульман России. Но когда «умеренный ваххабит» покидал историческую родину, созданная им мечеть во всю проповедовала борьбу с неверными. А фанатичные прихожане составили костяк так называемого «Карачаевского батальона», воевавшего на стороне боевиков в Чечне. — Работы в республике не было, а за ту, что была, платили мало. Население спивалось, и многие предпочитали посвятить себя радикальным течениям религии, на это ведь шли огромные деньги из-за границы, — вспоминает проректор Карачаевского университета Юсуф Алиев. Но обо всем, что связано с ваххабитским прошлым Карачаевска, здесь говорят неохотно. — Да что вы! Те студенты, которые потом пошли в ваххабиты, не доучивались и наших дипломов не имеют, — заявил «ЮР» проректор. — У нас ведь студенты изучают атеизм, откуда ж тут взяться ваххабизму? Юсуф Магомедович говорит так убежденно, что ему хочется верить.
ГуманитарииКарачаевск — гуманитарный центр республики, в отличие от Черкесска, где вузы готовят, в основном, технических специалистов. Здешние выпускники, помимо «атеизма», изучают психологию, педагогику, историю. Впрочем, применение своим знаниям некоторые находят отнюдь не в общеобразовательных школах. Одного из студентов — Николая Епринцева — в альма-матер может и хотели бы забыть, да не получается. Будущий педагог намеревался взорвать рынок во Владикавказе. Еще на «экваторе» своих педагогических штудий Епринцев увлекся идеями Мухаммеда аль-Ваххаба, а затем сменил стены родного факультета на бараки лагеря диверсионной школы Абу Саида в Чечне. «Производственная практика» едва не закончилась гибелью сотен людей. Сейчас «педагог» отбывает длительный срок заключения. Сегодня для многих «увлекающихся» учением аль-Ваххаба простых мусульман, полагавших, что террористы-ваххабиты — это всего лишь досадное недоразумение, бросающее тень на светлую сущность «чистого ислама», наступили неприятные времена. После теракта в Беслане полуофициальный учет, на котором поименно состояли все сочувствующие идеям ваххабизма, аукнулся вполне официальными визитами сотрудников милиции. Как стало известно «ЮР» из рассказов карачаевцев, в городе, где все знают друг друга в лицо, превентивные меры безопасности происходят примерно по следующему сценарию: после звонка бдительных соседей в квартире очередного правоверного появлялся участковый с вопросом: «Ваххабит? А соседи говорят — ваххабит. Смотри мне, а то…» И эта незамысловатая мера дает свой результат. Мало кому понравится регулярно возникающий в дверях милиционер с одним и тем же вопросом. Соседи опять же косо смотрят… Дошло до того, что в местных СМИ началась череда публичных покаяний типа «я больше не буду молиться и в мечеть ходить». «Раскаявшихся» с ваххабитского учета конечно снимают. Но ставят на другой учет. Сотрудник республиканского МВД признался «ЮР», что сейчас на заметке у участковых милиционеров только в Карачаевске находится около 200 раскаявшихся приверженцев ваххабизма. Их продолжают контролировать, но уже гораздо мягче.
Ваххабитский резервНедалеко от главного корпуса университета находится парк культуры. Именно здесь несколько выпускников того же университета в помещении бывшей бильярдной создали «Мусульманское общество № 3». Его имамом стал Ачемез Гочияев. Эта так называемая мечеть больше походила на спортивный зал: духовная верхушка «Общества № 3» проповедовала ваххабизм, а военная — планировала теракты и переправляла прихожан в Чечню. Сегодня большинство членов «Общества № 3» ликвидированы или преданы суду. Гочияев объявлен в международный розыск. Полуразрушенное здание бывшей бильярдной закрыто. Только дети играют в парке. И хотя внешне с ваххабизмом все в республике «борются», брожение происходит в самых высоких умах — Ваххабиты — это протестанты от ислама, — считает уполномоченный по делам религий при президенте КЧР Евгений Кратов. — Они активно пропагандируют свой стиль и образ жизни, распространяют свое учение. Последователей традиционного ислама они называют «погрязшими во грехе и многобожии». И ваххабизм попал в Карачаевске на благодатную почву. Но тут у нас возникает масса вопросов, например, в чем проявляется религиозный экстремизм? Незаконные вооруженные формирования, убийства, захват заложников — все это прописано в Уголовном кодексе. В догматике же у ваххабитов есть строгое единобожие и запрет на поклонение святыням. Они не создают чего-то нового в исламе, но лишь делают акцент на активное отставание своей позиции. А вот, какими средствами они ее отстаивают — уже другой вопрос. Не религиозный… — размышляет г-н Кратов. Но пока администрация президента КЧР только размышляет и определяется со своим отношением к ваххабизму, республиканские спецслужбы давно определились. — Для боевиков Карачаево-Черкесия была и есть своего рода ваххабитский резерв, — рассказал «ЮР» сотрудник ФСБ республики, имя которого, по понятным причинам, мы не называем. 15 мая, во время последней квартирной спецоперации в Черкесске, длившейся двое суток, шестеро таких «резервистов» были блокированы, а затем ликвидированы ФСБ и милицией. Четверо боевиков оказались жителями Карачаевска. — Советы старейшин и собрания тейпов после ликвидации бандитов повели себя странно, — говорит офицер ФСБ, — они осудили терроризм, но не причислили своих убитых родственников к бандитам. Более того, ситуация в городе грозила обернуться «взрывом»: родственники требовали выдать тела убитых террористов. В итоге власти пошли навстречу и тела передали для захоронения. Но реакция оказалась неожиданной: «Раз выдали тела, значит, они не террористы, а раз не террористы, так за что же убили наших детей?».
«Погрязший во грехе»Уезжая из Карачаевска, знакомлюсь с водителем маршрутки Русланом. Каждый день он курсирует здесь по маршруту Черкесск—Карачаевск. Ему нужно кормить троих детей. А недавно старший сын Руслана заявил, что хочет ходить в мечеть. В округе же ее все считают ваххабитской. Для обычного гражданина такая новость может стать семейной трагедией. Но только не в Карачаевске. «Иди, — сказал ему Руслан, — детям запретишь разве? Все равно наперекор сделают». Как говорит отец, мальчик пару раз побывал на сходках, но требования старших «товарищей» отчитать родителя, «погрязшего во грехе», задели парня за живое. — Приходит ко мне и говорит, носом шмыгая: «Пап, не могу слышать, когда они тебя называют «неверным». Представляешь? Я же сам верующий, но в их мечеть, правда, не хожу. Хотел, чтобы сын в школу милиции пошел. Не берут его: я по молодости дров наломал. — И Руслан показывает на татуировку у себя на руке в виде ножа, пронзающего червового туза. Город Карачаевск скрывается за горизонтом. В зеркале заднего вида отражается блестящий полумесяц, установленный на куполе строящейся городской мечети. — Иншаалах, все у нас будет хорошо, — вздыхает Руслан.
Евгений РАКУЛЬ
|
|
|
|
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
|
|
|
|
|
|
НАШ ОПРОС НА САЙТЕ |
|
|
Нравится ли вам наш новый дизайн? |
|
|
|
ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР |
|
|
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.
|
|
|
ПОДПИСКА |
|
|
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050 |
|
|
ПАРТНЕРЫ |
|
|
|
|
|