|
|
|
|
|
Краевед против Сороса
|
|
|
|
Каждый из нас ведет великую битву со злом, вот только большинство не подозревает об этом. Но есть продвинутые люди, которые знают, что за разными неприятными персонами и негативными ситуациями стоит главный человеческий враг. Они видят его так же отчетливо, как Лютер, кидавший в дьявола чернильницей. Порядок против хаоса, жизнь против энтропии — вот, собственно, и вся суть нашей борьбы. Осознавших эту истину можно пересчитать по пальцам и один из них — директор Краеведческого музея города Ставрополя Николай Охонько.
Рука СоросаНо порядок порядку рознь. Когда в 1988 году Николай Охонько был назначен директором Краеведческого музея, одной из главных проблем была излишняя регламентация и цензура. Система была консервативна до невозможности. Новый директор начал действовать революционными методами. Он обновил экспозиции, провел смену кадрового состава, сделал музей более живым и интересным. И сразу сказал своим соратникам, что если через несколько лет музею никто не будет давать указания, он посчитает свою задачу выполненной. Вскоре все так и получилось — цензура исчезла, указания давать перестали. Правда, вместе с указаниями, музеям перестали давать и деньги. И вот тут для музейного дела настали действительно тяжелые времена. Пытаясь приспособиться, российские музеи начали модернизироваться. Не последнюю роль в этом сыграл фонд Сороса. И хотя существует жесткая конкуренция за право получения грантов от этого фонда, Ставропольский краеведческий музей принципиально отказывается сотрудничать с американским благодетелем. По мнению Охонько, концепция Сороса навязывает российским музеям противоестественную для них форму. Американский музей стремится к зрелищности, там главное — привлечь и развлечь публику. Российские же музеи глубоко социализированы и направлены на то, чтобы глубоко и объективно отражать развитие общества. Они созданы не столько для развлечения, сколько для обучения. Сорос же ломает обучающую миссию и, в результате иностранной подпитки, большинство музеев сейчас живет в раздерганном состоянии. Все вперемешку: и жизнь города, и жизнь природы, и какие-то выставки — веселый калейдоскоп. Жизнь бьет ключом, но… Николай Анатольевич с печальной улыбкой рассказывает, к чему приводят эксперименты в областях, касающихся народного самосознания: «Недавно в стенах музея проводили встречу школьников с ветераном-танкистом. Детишки слушали рассказ ветерана с явным интересом, и вдруг встает мальчишка и всерьез начинает спрашивать: а вы Гитлера видели, а Наполеона? У пацана смешались в голове все Отечественные войны. Можно ли его состояние считать психической нормой? А ведь таких становится все больше».
Коготок увяз — всей птичке пропасть— В данный момент, — рассказывает Николай Охонько, — в соседнем Ставропольском музее изобразительных искусств проходит выставка уродцев из кунсткамеры. Нам тоже предлагали ее разместить, но мы подумали и решили, что есть грани, за которые не стоит переходить. А то ведь после предыдущей выставки уродцев, в этом музее было проведено пивное шоу, затем фонд Рериха из Ростова привез выставку с сопутствующей продажей разной оккультной литературы, и кульминацией стала презентация секты свидетелей Иеговы. В результате разразился скандал, появилось даже открытое письмо местной интеллигенции, в котором говорилось о том, что нельзя переходить определенный порог. И это верное замечание, потому что музеи — не только научные учреждения, но и хранилища национального менталитета. Если ко мне придет представитель официального православия или мусульманства, я никогда не откажу ему в помощи. Но сектантов мы пропагандировать не будем. Запрещать их тоже не стоит, но пусть эти мероприятия проходят вне наших стен.
Великие Дургулели маленьких республикСтаврополь поддерживает тесные контакты с республиками Северного Кавказа, естественно, это отражается и на политике главного краевого музея. Его директор организует передвижные выставки, связанные с историей кавказских народов, собирает коллекции, посвященные тем или иным событиям региона, отслеживает состояние музейного дела в тамошних городах. Оно, правда, оставляет желать лучшего и находится в состоянии стагнации. Во многих субъектах РФ сейчас есть более насущные проблемы, чем пополнение музейных коллекций и организация выставок. Зато в некоторых местах бурно развивается историческая наука, выдвигающая иной раз самые фантастические версии. Местные историки соревнуются между собой в поиске престижных предков для своих народов, стараются возвести их родословные непременно к аланам или к хеттам, даже если это противоречит данным официальной науки. Кто-то зачисляет в список своих предков аланского царя Дургулеля Великого, кто-то Фридриха Барбароссу, а кто-то даже Христа. И зачастую на этих родословных потом строятся территориальные претензии к соседям. По мнению Охонько, в основе таких поисков лежит комплекс неполноценности, порожденный советской властью. Начало всему положило постановление ЦК КПСС по научно-исследовательскому институту Татарстана, после чего слово «тюрки» стало чуть ли не ругательным, а Золотоордынская культура, высочайший уровень которой доказали археологи, — замалчивалась. История тюркских народов разрабатывалась очень слабо и искаженно. Сейчас, вместо того, чтобы восстанавливать свою культуру и свою историю, кое-кто начал искать престижных предков на стороне. Хорошо, хоть музеи Северо-Кавказских республик, по словам краеведа, не участвуют в этих псевдоисторических войнах.
На страже порядкаПо мнению Николая Охонько, музейный работник должен выполнять две основных функции — поддерживать в массовом сознании единую версию реальности, не давая ей распадаться на части, и собирать свидетельства для будущих поколений. В поисках истины он изъездил весь неспокойный Кавказ и прилегающие к нему территории. Шамиль Басаев еще не успел покинуть дымящийся Буденновск, а вездесущий Охонько уже прошел за омоновское оцепление, собирая окровавленный камуфляж, блокноты с записями, автоматные гильзы и прочие артефакты. Очень сожалеет, что ему не достался простреленный ичкерийский флаг, вывешенный террористами над мэрией Буденновска. Первое, что бросается в глаза в Ставропольском краеведческом музее, это почти военный порядок. При необходимости получить какую-то справку, директор Охонько отдает команду тихим, вежливым голосом, и через короткое время вышколенные сотрудницы приносят информацию. Такая же упорядоченность наблюдается в выставочных залах музея. Если зал посвящен палеонтологии, то, пройдя через него, вы как будто пройдете через эпохи развития Земли, если речь идет об истории края, то, сделав первый шаг, вы как будто попадете на эскалатор времени, который протащит вас от старины до современности и намертво впечатает в ваш мозг основные даты и события ставропольской истории. Хоть на экзамен после этого иди. Охонько очень похож на коменданта крепости, о стены которой бьются волны хаоса. Устоит ли его цитадель? Отобьет ли он все атаки извне? После общения с Николаем Анатольевичем возникает устойчивое ощущение, что нам это нужно гораздо больше, чем ему.
Петр ИВАНОВ
|
|
|
|
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
|
|
|
|
|
|
НАШ ОПРОС НА САЙТЕ |
|
|
Нравится ли вам наш новый дизайн? |
|
|
|
ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР |
|
|
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.
|
|
|
ПОДПИСКА |
|
|
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050 |
|
|
ПАРТНЕРЫ |
|
|
|
|
|