Время и деньги По мнению аналитиков «Бизнес-Тезауруса», один из показателей тяжести административной нагрузки на бизнес — временные затраты на бюрократические процедуры, выполнение и соблюдение установленных властью требований. Оказалось, что в среднем на решение таких вопросов бизнесмены Ростовской области тратят 12,5% от отработанного времени. Перевести проценты в часовые единицы нетрудно: при пятидневной рабочей неделе и восьмичасовом рабочем дне в 2007 году отработано две тысячи рабочих часов, соответственно, временные затраты бизнеса на прохождение бюрократических процедур составили 250 часов. Полученные показатели не являются критичными, отмечают аналитики, если бы не одно «но». Времени уходит все больше: если в 2004 году главный бухгалтер простаивал у кабинетов чиновников 12,5% своего рабочего времени, а директор всего 2,6%, то в 2006 году — уже 17,7% и 11% соответственно. Растет и доля затрат на бюрократические процедуры: 70,5% опрошенных подтвердили это, а в Сальском районе так считают 97%, в Новошахтинске — 93%. К разряду «больших и очень больших проблем» относятся бюрократические процедуры, связанные с земельными отношениями и размещением бизнеса.
Контроль сверху По результатам опроса, в основном частота проверок контролирующих органов, определенная законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении контроля (надзора)», выдерживается. Наиболее часто на предприятия приходят участковые милиционеры и представители Роспотребназдора (для контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований). По данным «Бизнес-Тезауруса», некоторые предприниматели говорят о ежемесячных посещениях. Однако такие визиты законны, ведь сотрудники милиции более половины проверок проводят на основании другого закона — «Об оперативно-розыскной деятельности». На рост проверок Роспотребнадзора пожаловались более 28% опрошенных (в 2005 году — 11,2%). Впрочем, работа многих других проверяющих тоже «полностью или скорее не устраивает» предпринимателей. Например, деятельностью БЭП МВД недовольны 85% опрошенных, пожарной инспекции — 73,1%, налоговых органов — 58,8%. Меньше всего претензий к Фонду обязательного медстрахования, работа сотрудников которого «полностью или скорее устраивает» 75,4% опрошенных, администрации (69,8%), пенсионного фонда (61,2%), ФАС (57,1%).
Оплати и живи спокойно На оценку бизнес-климата влияет и коррупция. Эту проблему, по данным опроса «Бизнес-Тезауруса», предприниматели области поставили на третье место. Больше коррупции их волнуют высокие процентные ставки по кредитам и доступ к внешнему финансированию. Особенно проблема неформальных платежей остра для предпринимателей Новошахтинска (35% опрошенных), Таганрога (26,3%) и Новочеркасска (20%). «Платят», в том числе проверяющим: наиболее часто к неформальным платежам бизнес прибегал при проверках БЭП МВД — в 66,2% случаев, при «визите» участкового и Роспотребнадзора — в 56,2%. При этом аналитики отмечают: «Бизнес настолько привык платить, что в случае осложнений половина предпринимателей сразу же предлагает решить проблему неформально». Представитель одной правозащитной организации поделился с «ЮР», что сумма, которая поможет урегулировать трения сторон, зависит от уровня проблемы, выявленных претензий, а главное размера бизнеса. По словам владельца небольшого магазина, «на утряску» всех вопросов может уходить до трети выручки. Другой собеседник «ЮР» говорит, что вопросы с рядовыми сотрудниками ведомств зачастую решаются «натуральным» образом — цветы, конфеты, продукты (особенно свойственно владельцам торговых точек). Земельные отношения обходятся существенно дороже. Например, стоимость решения вопроса о получении в аренду одного гектара земли в Ростове начинается от одного миллиона рублей.
Без исключений Административные барьеры и коррупция, безусловно, не являются спутниками только одной Ростовской области. В этом году РСПП представил доклад о состоянии делового климата в России: в процессе исследования было опрошено 1,2 тысячи бизнесменов из 40 регионов, в том числе анкетирование проводилось в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Краснодарском и Ставропольском краях, Волгоградской и Ростовской областях. В докладе говорится, что коррупцией на всех уровнях власти и высокими административными барьерами озабочены более 40% опрошенных. Как рассказал на февральском форуме президент РСПП Александр Шохин, еще больше волнуют бизнесменов только налоги, налоговое администрирование и недостаток квалифицированных кадров. По поводу кадрового вопроса в докладе содержится интересное замечание: есть мнение о том, что недостаток квалифицированных кадров, по сути, означает «недостаток квалифицированных кадров, готовых работать за [относительно невысокую] зарплату, которая предлагается на нашем предприятии». В РСПП резюмируют, что даже учитывая это, у жалоб на недостаток кадров есть существенные основания. К числу других угроз для бизнеса респонденты отнесли рост цен (более 35% опрошенных), недобросовестную конкуренцию (почти 30%), недостаточную защищенность прав собственности и контрактных прав (почти 25%).
Комментарий «ЮР»
Олег Шестоперов, замдиректора Национального института системных исследований проблем предпринимательства: — Зачастую претензии предпринимателей по поводу административных барьеров касаются не региональных, а федеральных ведомств. Наладить взаимодействие возможно, если создать при этих ведомствах общественные советы, в которые входили бы некоммерческие объединения. С прошлого года такие советы появились в некоторых теруправлениях ФАС. Для этого, конечно, потребуется время: ведомства неактивно воспринимают идею. Это все равно, что выносить сор из избы. Галина Ермилова, главный эксперт «Интерфакс-Центра экономического анализа»: — В сравнении с другими регионами Ростовская область по уровню административных барьеров выглядит очень неплохо. Вообще в регионе очень много внимания уделяется проблемам малого бизнеса и предпринимательства. Интересно, что предприниматели активно критикуют власть (говорит об этом то, что бизнес не боится высказываться), однако все-таки решать конфликты стараются полюбовно, не доводя до каких-то судебных разбирательств. Но речь не идет о «неформальных» отношениях, просто люди умеют договариваться за столом переговоров. С точки зрения административной нагрузки и «неформальностей», например, в Карачаево-Черкесии или Северной Осетии дела обстоят много хуже.
Оксана ЛЕБЕДЕВА