|
|
|
|
|
Трудно стать имамом
|
|
|
|
Мы подъезжаем к решетчатым воротам небольшого комплекса зданий на одной из улочек административного центра Курчалоевского района Чечни — села Курчалой. Отсюда до Грозного — не больше часа езды. В Курчалое живут чуть более 20 тысяч человек. В калитку перед нами заходят три паренька, у одного в руках DVD-диск. Пытаюсь рассмотреть название фильма и ничего не понимаю — надпись сделана арабской вязью. — Это не фильм, это что-то типа аудиозаписи Корана, — объясняет мой сопровождающий Сулбан. — Надевайте платок, и добро пожаловать в наш «чечен-ский Шаолинь». По аккуратной плитке под любопытными взглядами высунувшихся из окон воспитанников идем в центр двора к седобородому человеку в черном одеянии и папахе. Референт Курчалоевского исламского института Макмагомед-хаджи Хасханов на первый взгляд кажется старейшиной, но стоит лишь приглядеться, как становятся заметны и легкость походки, и сдерживаемая живость движений, и молодой прищур глаз. Буквально через минуту журналист «ЮР» оказывается в плотном кольце студентов. Чеченский Шаолинь Будущие имамы, «золотая молодежь» Чечни, на деле обыкновенные любопытные мальчишки. И не только мальчишки: самым старшим студентам около 40 лет, у себя в селе они уже имамы, но сидят за партой вместе с 15-летними сорванцами ради одного — получить богословские знания. — И что, все будете священнослужителями? — Если Аллах позволит, — серьезно отвечает парнишка лет 16. — Неужели республике необходимо такое количество имамов? — Имамы есть в каждом селе, — терпеливо объясняет мне Макмагомед-хаджи, — но таких — образованных, обученных — должно быть как можно больше. Тогда никто не сможет задурить голову нашей молодежи всякими нетрадиционными течениями ислама. Хотя я не люблю такое сочетание — «традиционный и нетрадиционный ислам». Ислам — он один, а вот толкователей Корана много, не всегда отвечающих нормам чистого ислама. Я знаю, что эти юноши никогда не станут ваххабитами. Однако не все студенты исламского института станут и религиозными деятелями. Программа обучения включает в себя не только обязательные духовные предметы — арабский язык, основы ислама, углубленное изучение Корана, но и светские науки — историю, математику, географию, литературу, русский и английский языки. Не позволит Аллах стать имамом, — станешь переводчиком, дипломатом. Хотя все 470 студентов уверены в своей последующей духовной деятельности. Поощрения и наказания Поступить в институт довольно сложно: надо успешно сдать не только вступительные экзамены, но и получить рекомендации от имамов своих сел, благополучной и набожной должна быть и семья абитуриента, не пить и не курить (это правило, кстати, касается и преподавателей), — после такого жесткого отбора учиться на «двойки» не получится. Здесь никто никого за уши не тянет: не сдал экзамен — учиться не будешь. Хотя случаев отчисления за неуспеваемость еще не было — по причине отсутствия этой неуспеваемости. Даже оценка «удовлетворительно» — редкость в зачетках местных студентов. Успевающим выплачивается стипендия — 900 рублей в месяц. Отличникам учебы объявляется благодарность, вручается грамота и благодарственное письмо родителям с поручением местному имаму зачитать на джамуа. — Вот прямо все такие паиньки-отличники? — Коран запрещает им драться, обзываться. Им даже в снежки запрещено играть — ведь можно ударить случайно по лицу. Ссоры бывают, но решаются путем переговоров. Кто первый подойдет мириться — того Аллах отмечает. У них даже кличек нет, — уверяет корреспондента «ЮР» Макмагомед-хаджи. По хитрющим глазам воспитанников вижу, что учитель не совсем прав, но… учитель — прав. Ведь для чего-то было же разработано положение о поощрениях и наказаниях студентов. Студент, допустивший нарушение и невыполнение распорядка, пропустивший три и более занятий, пререкавшийся или отказавшийся выполнить требования любого сотрудника института, может быть отчислен, так как это противоречит исламской морали. — Нарушителей распорядка, которые проживают в общежитии (таких 210 человек), мы заставляем снег убирать, туалеты мыть, — продолжает воспитатель. — Как в армии? — У нас жестче. Посмотрите на наш распорядок дня, — указывает на расписание жизни будущих имамов преподаватель. Подъем в шесть утра, пять раз в день молитва, «тихий час», отбой в девять вечера. Первая половина дня — занятия, вторая — самостоятельная работа. Библиотека не пустует, новенькие Кораны скоро не будут блистать золотыми корешками. Коран взять в руки не разрешили (не мусульманка), поэтому пытаюсь полистать арабскую книгу, лежащую на парте ученика. Студенты не скрывают смеха — листать книгу нужно с конца, как и писать на доске — справа налево. Молитва с любовью Вдруг двор института оглашается громким криком. Пугаюсь... Вообще-то «крик» называется азан — зов на молитву. По азану, как и по чтению Корана, даже конкурсы проходят — кто лучше, красивее и правильнее прочитает божественный текст. Среди студентов Курчалоевского института есть победители таких конкурсов, но сегодня, по мнению преподавателей, азан совершал не самый лучший ученик, сказали — охрипший. Хотя силе его голоса мог бы позавидовать локомотив. Призыв к молитве был услышан — наевшиеся борща студенты потянулись… в душевую. Перед молитвой правоверный мусульманин должен совершить омовение, поэтому душевая находится рядом с молельной комнатой. На молитву не пустили. Пробравшись через баррикады обуви, стою под дверью, пытаюсь заглянуть в щелочку, но чья-то рука уверенно закрывает дверь. Зато потом, после молитвы, можно заглянуть куда угодно. Небольшие комнаты с двухъярусными кроватями (на четырех человек) отличаются аскетичностью. Вместо фотографий родных и постеров с известными артистами — календарь времени молитв в Чеченской республике, даже наклейки-вкладыши на дверце шкафа на религиозную тематику. Ни конфет на тумбочках, ни банок пепси-колы на подоконниках. В компьютерном классе — никаких игр (хотя и признались студенты, что любят «стрелялки» и «бродилки»), первокурсников вообще к компьютерам не пускают, в лингафонном кабинете — аудиозаписи Корана на арабском языке (слушай и учись, как надо!). — Вас не пугает такая оторванность студентов от мира? — Да они не оторваны вовсе, у них есть друзья, сверстники в Курчалое, причем совсем не набожные, — удивляется моему вопросу Макмагомед-хаджи. — Наши студенты им, конечно, проповеди не читают — то нельзя, это нельзя, но своим примером показывают, как нужно жить. В спортзал они у нас ходят, боксом занимаются, телевизор смотрят, в кино ходят. — А любовь существует для ваших студентов? — А как же, особенно если девушка красивая. Вот тот студент, с которым вы разговаривали, уже 600 баранов приготовил, жениться хочет, — хитро посмеивается учитель.
СПРАВКА «ЮР»
1989 год — в Курчалое открывается медресе. 1991 год — на базе медресе создан исламский институт, первым ректором которого стал Ахмат-хаджи Кадыров. Во время войны работа университета прерывалась. Август 2007 года — вновь отстроен и открыт исламский институт в Курчалое. Построен за счет средств, выделенных Региональным общественным фондом имени Ахмата Кадырова.
Светлана ЛУКЬЯНЧИКОВА
|
|
|
|
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
|
|
|
|
|
|
НАШ ОПРОС НА САЙТЕ |
|
|
Нравится ли вам наш новый дизайн? |
|
|
|
ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР |
|
|
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит. |
|
|
ПОДПИСКА |
|
|
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050 |
|
|
ПАРТНЕРЫ |
|
|
|
|
|