|
Сергей Проценко, гендиректор Южно-Российского исследовательского центра «Фактор»: — Разговоры о снижении ставок по НДС идут уже года три, и за это время многие участники обсуждения, например Герман Греф (экс-глава Минэкономразвития РФ — «ЮР»), меняли свою позицию на радикально противоположную. В соответствии c «кривой Лаффера» (зависимость объема госдоходов от среднего уровня налоговых ставок в стране — «ЮР») снижение налоговой ставки увеличивает налоговую базу и приводит не к уменьшению, а росту доходов бюджета. Но похоже, что идеологи реформы всерьез на такой результат не рассчитывают. Чиновники ожидают скорее бюджетных потерь —приходится выполнять политическую волю президента, создавать условия для развития «инновационной экономики». Однако нужно помнить о паре вещей. Во-первых, доходно-расходная часть бюджета до 2011 года уже спланирована, исходя из действующей ставки налога. Значит, до 2012 никаких серьезных шагов предпринято не будет. А что за это время станет с ценами на нефть, от которых бюджет зависит в большей степени, чем от собираемости налогов, не известно. Во-вторых, схемы ухода от НДС отработаны достаточно четко, и даже снижение ставки вряд ли создаст привлекательные условия для полного выхода из тени. Хотя в отдельных отраслях, например машиностроении, снижение ставки может дать толчок к росту инвестиционной активности. А вот на снижение розничных цен, о неминуемой возможности которого говорят авторы реформы, вряд ли стоит рассчитывать.
|
Тамара Касьянова, гендиректор НКГ «2К Аудит — Деловые консультации»: — Основными бюджетообразующими налогами являются косвенные, к которым относится и налог на добавленную стоимость. На данный момент ставка НДС составляет 18%. Существует и льготная ставка — 10%, по которой производят отчисления предприятия пищевой и легкой промышленности, и установление НДС на уровне 13% в первую очередь негативно отразится именно на них. При этом повышение отчислений в казну может увеличить стоимость их продукции. Кроме того, снижение ставки может привести к существенному дефициту бюджета и поставить его в еще большую зависимость от цен на нефть. С другой стороны, снижение налога, конечно, положительно для других отраслей. Ставка 13% может оказаться одной из самых низких в Европе, что, вероятно, создаст привлекательный налоговый фон для компаний и снизит вероятность их регистрации в офшорных зонах. Низкий НДС будет стимулировать также уход от серых схем уплаты налогов. И, конечно же, единый налог на добавочную стоимость обеспечит инвестиционные вливания в российские предприятия, их конкурентоспособность и выход на международный уровень.
|
Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей: — Из имеющихся трех ставок мы предлагаем оставить только среднюю — 10%. Доводы просты. Снижение ставки позволит диверсифицировать экономику, выпуск продукции более высокого передела «наказывается» НДС. За два-три года расширится производство, следовательно, база НДС и бюджетные потери будут компенсированы, а схемы лжевозврата НДС станут нерентабельными. Наконец, небольшое и поэтапное снижение ставки не будет ощутимым для бизнеса: от четверти до трети НДС «съедаются» судебными издержками на возврат налога.
Евгения КОЧЕТОВА