Свои среди чужих Крупнейшими производителями танкеров и сухогрузов в ЮФО являются ОАО «Волгоградский судостроительный завод» (ВгСЗ) и входящие в Астраханское судостроительное производственное объединение (АСПО) «Лотос» и «Завод имени III Интернационала». — Рост этого рынка в последние годы составляет примерно 10—20%, но, к сожалению, наши донские и поволжские пароходства в этом росте не участвуют, — говорит «ЮР» гендиректор АСПО Константин Марисов. К примеру, Азово-Донское пароходство разместило крупный заказ в Китае. «Новошип» получил новый танкер от Samsung Heavy Industries. А ВгСЗ, наоборот, строит суда для компаний Ирана, Турции, Мальты и других стран. — Наши заводы производят корпуса судов и барж в основном для голландских компаний, которые на реках Германии их самостоятельно оборудуют. Российские судовладельцы еще недостаточно богаты, чтобы массово заказывать новые суда, — заключает Марисов.
В ожидании заказов Подъем астраханского судостроения и сами предприятия, и областное правительство связывают с развитием нефтедобычи в российском Каспии. Выиграли от этого прежде всего «Красные баррикады» и крупнейшее предприятие АСПО — «Астраханский корабел». — За последние три года мы выполнили 18 проектов под ключ, из них 15 — для обустройства Кашаганского месторождения в казахстанской части Каспия: баржи, эвакуаторы, плавучие гостиницы, — рассказал «ЮР» гендиректор «Красных баррикад» Александр Ильичев. По его словам, Кашаган — такой огромный проект, что заказы для него выполняют, кроме россиян, итальянские, английские, голландские и норвежские компании. По данным областного правительства, в ближайшие несколько лет на Каспии должны появиться пять буровых установок, 24 платформы для добычи нефти, а суммарный объем вложений составить более $100 миллиардов (2,45 триллиона рублей). — Нефтегазовым компаниям уже пора размещать свои заказы, которые предусмотрены в их инвестпрограммах. Так что рост в нашем сегменте будет продолжаться, — уверен Марисов. Однако конкуренция в этом сегменте велика. — Российские судостроительные компании мало известны на мировом рынке, и им приходится конкурировать с именитыми монстрами, которые составили свою репутацию на обустрой-стве месторождений Мексиканского залива и Северного моря. Эти компании пытаются представить ситуацию так, будто без их участия проект не может быть реализован, — рассказывает Марисов. Чтобы повысить конкуренто-способность, российским предприятиям необходимы сертификация и аудит по международным стандартам, аттестация рабочих.
КОММЕНТАРИЙ «ЮР» Николай Максюта, губернатор Волгоградской области (25 лет проработал на Волгоград-ском судостроительном заводе): — Судостроительная отрасль в России упала ниже плинтуса. Например, двадцать лет назад мы производили 20 судов в год, теперь волгоградский завод производит 5 судов. Чтобы отрасль поднялась, ей нужны заказы. Для свободного строительства, то есть за свой счет с целью дальнейшей продажи готового судна, у заводов в их теперешнем состоянии нет оборотных средств. Брать кредит под свободные продажи накладно, ведь большие проекты реализуются до трех лет. Президент дал поручение Сергею Иванову обеспечить подъем отрасли, надо подключать ученых к этой работе. А то скоро все суда наши пароходства будут заказывать за рубежом. Из российских заводов, по-моему, только калининградский строит суда для российского рынка. Большой проблемой является нехватка специалистов. Училища, которые готовили сварщиков, сборщиков, практически все развалились. Новым собственникам в постсоветское время было накладно их поддерживать. Теперь, чтобы вернуть людей в профессию, нужны высокие зарплаты. На Волгоградском судостроительном заводе работают около 500 украинцев — наших нет.
СПРАВКА «ЮР»
По прогнозам, выручка АСПО в 2007 году — $350 миллионов (8,6 миллиарда рублей). В 2006 году объем продаж входящих в РР—МНП предприятий (кроме заводов, это еще конструкторские бюро и инжиниринговые компании) составил $150 миллионов (3,7 миллиарда рублей). Астраханская область является ведущим судостроительным регионом ЮФО. На территории области находятся порядка 15 верфей. В 2006 году, по данным областного правительства, они вместе произвели продукции на 3,3 миллиарда рублей, в два с половиной раза превысив показатели предыдущего года.
Александр ВОРОБЬЕВ