Цена канала После очередного, 28 по счету, раунда российско-украинских переговоров о разграничении Азовского и Черного морей наконец найден компромисс. Стороны согласовали прохождение так называемой срединной линии, разделяющей на две половины Керченский пролив. В соответствии с подписанным Временным положением о порядке прохождения судов представители судовладельцев должны подавать заявку не только лоцманской службе в Керчи (Украина), но и лоцманской службе российского порта «Кавказ» (Темрюкский район Кубани). Это решение оказалось «выстраданным» уроком катастрофы 11 ноября, когда в результате шторма близ пролива затонули несколько судов, а в море вылилось около пяти тонн мазута. В перспективе Россия хочет закрепить совместную эксплуатацию КЕК, так как этот канал — единственная глубоководная часть Керченского пролива. Считается, что судоходный канал почти полностью находится в украинских территориальных водах. Это давало повод украинской стороне взимать плату за проход судов под различными предлогами. По подсчетам российской стороны, 65% судов, ежегодно проходящих через канал, являются российскими или направляются в российские порты. «Канальные» сборы приносили почти $100 миллионов ежегодно (2,4 миллиарда рублей) украинцам. Теперь появился шанс избежать неоправданных трат. Впрочем, уступка Украины по КЕК может повлечь за собой ответную уступку России в вопросе разграничения Азовского моря. Например, Россия в ходе последних переговоров уже дала понять, что соглашается на раздел дна моря, в случае чего Украине достанется его большая часть (70%), так как ее береговая линия по морю длиннее российской. Однако и тут можно добиться выгоды, если стороны разделят дно по модифицированной срединной линии, максимально учитывающей интересы сторон. — Что касается разграничения моря, то здесь так называемая срединная линия стала «уходить из моды» международного права. Учитываются особые обстоятельства: намывные косы, острова, которые меняют границы, — заявил «ЮР» президент Ассоциации международного морского права Анатолий Колодкин.
Политический аспект Несмотря на период выборов в России и недавнюю смену исполнительной и законодательной властей на Украине, особых неожиданностей произойти не должно. — Занимаются переговорами по статусу Азовского моря и Керченского пролива не первые лица украинского МИДа. Работают заместители министра, которые не первый год занимают свои посты. В этом вопросе есть четкое руководство президента Виктора Ющенко. Поэтому ожидать от прихода к власти Юлии Тимошенко или кого бы то ни было еще каких-то изменений не стоит, — заявил «ЮР» эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Василий Стоякин. По словам эксперта, набор требований по проливу со стороны Украины и России ничуть не изменился со времен экс-президента Украины Леонида Кучмы. Переговоры по делимитации морской границы тянутся с 1996 года. — Дискуссия топчется на одном месте — возле Керченского пролива, который Украина считает своей территорией. После катастрофы позиции украинской стороны стали прочнее. Ведь большинство разбившихся судов были российские, — уверен Стоякин.
Нефтяной вопрос Упорство сторон объясняется также желанием приступить к добыче нефти на шельфе. Неопределенный с точки зрения международного права статус не давал такой возможности, несмотря на то что обеими сторонами уже был подсчитан приблизительный запас углеводородного сырья. По прогнозам российской стороны, ресурсы только Темрюкско-Ахтарского участка оцениваются на уровне 50 миллионов тонн. Добывать нефть в Азовском море, учитывая его малую глубину, может оказаться проще, чем где бы то ни было в мире. — Бурение скважин и добыча нефти на шельфе Азовского моря обойдутся гораздо дешевле, чем на Каспии, поэтому сюда устремились крупные российские монополисты, Газпром и ЛУКОЙЛ, — говорит гендиректор судоходной компании «Арктика» Артур Арустамов. На прошлой неделе в Кубанском государственном университете «Нефтяная компания «Приазовнефть» и администрация края провели общественные слушания по проекту бурения разведочной скважины в 12 километрах к северу от Темрюка. Компания «Приазовнефть» создана как совместное предприятие ЛУКОЙЛа, Роснефти и администрации края. На эти цели нефтяные компании, по заявлению менеджмента, готовы потратить примерно по $50 миллионов (1,2 миллиарда рублей). По данным единственной украинской компании — ГАО «Черноморнефтегаз», занимающейся добычей нефти и газа, степень освоения ресурсов на море составляет всего 4%. Значительная доля этой добычи приходится на разработку газовых месторождений. Учитывая то, что размеры залежей еще не разведаны до конца, определить, кто выиграет в случае раздела морского дна, трудно. Однако при добыче биоресурсов выигрывает все же Украина, так как море с ее стороны глубже и больше по площади.
Комментарий «ЮР»
Анатолий Колодкин, президент Ассоциации международного морского права и Российской ассоциации международного права, вице-президент Международного морского комитета и судья Международного трибунала ООН по морскому праву: — Учитывая уроки катастрофы 11 ноября, помимо прохождения срединной линии, сторонам нужно согласовать вопросы, связанные с совместным использованием моря. Нужна объединенная контрольная комиссия. Такие прецеденты уже давно существуют в мировой практике. Например, договор от 1973 года между Аргентиной и Уругваем о совместном использовании акватории залива в устье реки Ла-Плата. Пусть Россия и уступила с точки зрения признания срединной линии, однако надо настаивать, чтобы учитывались особые обстоятельства, связанные с особенностями лоции Азовского моря. Если разграничение моря пройдет четко по срединной линии, то большая часть отойдет Украине, что не может быть выгодно России. Море необходимо сохранить в совместном пользовании.
Евгений РАКУЛЬ