|
|
|
|
|
Правда за тремя морями
|
|
|
|
«Африкан прайд» записали в пиратыВолодя Колесников никогда не видел своего папу. И двухлетнему малышу не объяснишь, почему судьба его отца не волнует великую и могучую родину. Судно «Африкан прайд», в экипаже которого были российские моряки, является африканской гордостью только по названию. Фактически у танкера, зафрахтованного нигерийской фирмой и шедшего под флагом Панамы, был греческий владелец. Такой вот пучок, в котором переплелись интересы граждан нескольких государств: у одних был выгодный бизнес, у других возникли национальные интересы. Русских же моряков замучили нужда и безработица. — В Новороссийском морском пароходстве устроиться на работу очень тяжело, — рассказывает мать третьего помощника капитана Людмила Кравцова. — Поэтому моряки вынуждены идти туда, куда берут. Мой сын в тот раз так и сказал: «Схожу на один рейс, а потом буду искать место получше». Быстро сходить в рейс на «Африкан прайд» не получилось. Сообщения информационных агентств так описали события, случившиеся в октябре 2003 года: «Греческий танкер «Африкан прайд» с русской командой на борту был задержан патрульным катером Нигерии. На борту «Африкан прайд» обнаружили более 11 тысяч тонн сырой нефти. Экипаж танкера обвинен в контрабанде нефти и арестован». — Невестка долго скрывала от меня случившееся, — продолжает Людмила Кравцова. — Сын просил ее не волновать меня. О том, что Андрей и его друзья попали в тюрьму, я узнала из газетных сообщений. Родственники передали «ЮР» письмо старшего помощника капитана Валерия Ткачева: «От лица экипажа хочу сказать следующее: мы не знали и не могли знать о легитимности этого чартера. К моменту появления нигерийских военных, судно еще не закончило погрузку. Представитель нигерийской фирмы «Фабриско», зафрахтовавшей «Африкан прайд», находился на борту. И обо всех операциях с грузом и передвижениях судна этот представитель договаривался напрямую с греческим владельцем. Он почему-то не был арестован». На самом же деле, в Нигерии началась кампания против контрабанды нефти. И о танкере «Африкан прайд», уже стоявшем в порту без документов, местные СМИ стали писать не иначе, как о символе «нефтяных пиратов».
Реверансы на высшем уровнеШумиха в прессе и перспектива лишиться судна не устраивала греческого владельца судна, и однажды ночью «Африкан прайд» исчезла с рейда. Найти запятнанную «Африканскую гордость» не смогли, скорее всего судно переименовано и перебазировано в другую часть океана. А так как возложить вину на исчезнувшего вместе с судном греческого флибустьера было невозможно, угон судна приписали… российским морякам, в то время уже сидевшим на гауптвахте. Тем самым присовокупили экипажу еще одну статью — сговор в похищении судна. После этого моряков, как злостных преступников, отправили в тюрьму строгого режима «Кири-Кири», где отбывают пожизненные сроки местные особо опасные нарушители закона. — Мы ходили как сомнамбулы, в голове все время одно крутилось: куда идти, где найти помощь? Ведь не может так быть, чтобы о своих гражданах страна забыла, — рассказывает мать моряка Людмила Кравцова. — Не раз и не два писали письма и президенту России. В ответ получали вежливые отписки от рядовых чиновников: «Все на контроле, мы следим за ходом процесса»… Тот же результат дали обращения в Министерство иностранных дел РФ. Официальный представитель МИДа Александр Яковенко недвусмысленно заявил: «Правовыми средствами и возможностями для защиты интересов судна, задержанного в той или иной стране, обладают власти страны, под флагом которой шло судно или представители фирмы судовладельца». Иными словами, дипломат дипломатично послал семьи моряков куда подальше. Госдума РФ и вовсе посоветовала не допускать публикаций в СМИ на эту тему, способную «нанести ущерб традиционно дружественным отношениям между Нигерией и Россией». И пока совершались реверансы на высшем уровне, наши люди находились в невыносимых условиях тюрьмы для нигерийских смертников.
Добро пожаловать в адИ тогда родственники решили сами добиваться справедливости в Нигерии. На дорогу попросили денег у профсоюза моряков, часть добавил мэр Новороссийска, немного подбросили местные коммерсанты. Собранных средств хватило только на четверых. Первое свидание в тюрьме «Кири-Кири» шло 50 минут. — Когда они появились в комнате свиданий, мы не смогли сдержать слез, — вспоминает Людмила Кравцова. — От малярии все желтые, худые как щепки, лица в морщинах, капитан Пахомов весь седой… Обняли всех, расцеловали. Старались с каждым поговорить, каждому передать весточку от близких. Борщ, нами принесенный, ребята ели со слезами пополам… По нигерийским законам экипаж «Африкан прайд» до приговора суда пользоваться тюремной столовой не имеет права. Кормильцем русских моряков какое-то время (до угона судна) был грек — владелец танкера. Рис с острым перцем давали один раз в сутки. Однако после угона судна деньги на питание вообще перестали поступать. Голодающих русских, стали подкармливать нигерийские заключенные. Кстати, именно в это время, сидящим в приемной губернатора Краснодарского края Александра Ткачева отчаявшимся родственникам сотрудник отдела писем заявлял, что те, мол, обратились не по адресу: «Это все равно, что прийти в аптеку за хлебом», — сострил находчивый чиновник. Как в воду глядел. Хлеба у моряков не было и в помине. Как впрочем и лекарств. — Для того чтобы хоть как-то прокормиться, старший помощник капитана Валера Ткачев стал рисовать картины и продавать их тут же, в тюрьме. Хотя какой из него художник? — грустно улыбается жена матроса Стелла Колесникова. До приговора россияне не могли пользоваться и тюремной больницей. Кишечные инфекции — от подобия пищи, кожные заболевания — от ночных бдений на полу в камере 2 на 3 метра и укусов москитов… Наконец, малярия, которой каждый переболел не один раз. Но самыми тяжелыми оказались страдания моральные. — Когда я увидела, что с моего сына перед зданием суда снимают кандалы, с семикилограммовым грузом, я была в бешенстве, — до сих пор горячится Любовь Красикова, мать механика. — Как зверя какого-то в цепях привезли!
Посол очень усталПанама, под чьим флагом шло судно «Африкан прайд» и которая, по идее, должна защищать экипаж, не проявляет интереса к судьбе российских моряков. Адвокат греческого судовладельца исчез вместе с танкером. Защищать россиян в чужой стране некому. С этим связаны постоянные задержки в рассмотрении судебного дела. Последнего заседания 14 июля, на которое приехали родственники моряков, вообще не было: вышел помощник прокурора и объявил о переносе слушания дела на 21 октября. — Мы были в истерике. Ведь к тому моменту мы прошли все нигерийские инстанции, начиная от тюремных надзирателей и заканчивая высшими чинами правительства и армии Нигерии. И все на словах обещали принять участие в этом деле и разобраться по справедливости, — говорит Людмила Кравцова. — Мы стояли и плакали. А какая-то негритянка ходила и гладила нас по головам, пытаясь успокоить. Впрочем, у русских матерей и жен сложилось мнение, что высшие круги Нигерии сами не знают, как выйти из создавшегося положения, сохранив лицо. А еще все удивлялись тому, что обивают пороги нигерийских начальников простые русские женщины, а не представители российского посольства. — А что мы могли ответить? — вздыхает Людмила Кравцова. — Что посылка для моряков к Новому году, собранная нами, простояла в посольстве до марта? Что сейчас, когда уже готовы документы об отпуске русских моряков под залог, когда уже даже нигерийская сторона подписала их, и дело осталось за подписью русского посла, он уехал на отдых? Хотя мы этому не удивлялись. Мы же не нигерийцы... P.S. 4 августа нигерийский суд наконец-то решил освободить из-под стражи наших моряков под залог паспортов и гарантии посольства России. Однако процедура оформления всех необходимых документов затянулась. Сначала требовали личных письменных гарантий от российского посла (а он, как известно, уехал отдыхать), потом проверяли готовность помещений комплекса торгового представительства РФ в Нигерии, где будет под домашним арестом находиться экипаж капитана Пахомова… Сегодня — новые проблемы. Правительство Нигерии зачем-то затребовало общий документ об освобождении под гарантии — от посольства Румынии, России и Грузии (в экипаже танкера были три гражданина этих стран, которые вместе с россиянами сегодня надеются обрести долгожданную свободу). Пока послы встречаются и договариваются, пока оформляются и подписываются различные бумажки, моряки продолжают сидеть в тюрьме.
Светлана ЛУКЬЯНЧИКОВА
|
|
|
|
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
|
|
|
|
|
|
НАШ ОПРОС НА САЙТЕ |
|
|
Нравится ли вам наш новый дизайн? |
|
|
|
ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР |
|
|
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.
|
|
|
ПОДПИСКА |
|
|
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050 |
|
|
ПАРТНЕРЫ |
|
|
|
|
|