В октябре 2005 года Виталий Калоев был приговорен к восьми годам тюрьмы, хотя прокурор Ульрих Ведер требовал 12 лет. Затем срок наказания гражданину России был снижен до пяти лет и трех месяцев. Потом суд Цюриха вынес еще одно решение, согласно которому Виталия Калоева должны были освободить досрочно 24 августа 2007 года, так как он отсидел две трети своего срока и имеет отличные характеристики с места отбывания. — Виталий в тюрьме себя проявил очень хорошо — помогал что-то там строить, консультировал, руководство к нему никаких претензий не имело. Мы ждали Виталика, собирались ехать за ним в Швейцарию, — говорят родственники, — но с его досрочным освобождением происходят какие-то непонятные вещи. Против выступил федеральный суд Швейцарии. Прокуратура сочла незаконным решение досрочно выпустить из-под стражи Калоева, поскольку она ранее подала протест против сокращения срока его заключения, но решения по этому протесту суд так и не принял. Прокуратура в своем заявлении оспаривает также первое решение суда о восьмилетнем заключении, считая его слишком мягким. Швейцарские адвокаты Калоева прореагировали на решение федерального суда письменно, распространив следующее заявление: «Насколько мы знаем, это первый случай в истории Швейцарии, когда процесс по проверке правильности срока наказания в результате просто заканчивается откладыванием в долгий ящик. Это решение — явное нарушение Европейской конвенции по правам человека». В Швейцарии Конвенция по правам человека является законом. Однако в деле об авиакатастрофе над Боденским озером изменения все-таки произошли. На прошедшей неделе в Швейцарии вынесен приговор сотрудникам авиадиспетчерской компании «Скайгайд», причастным к этой трагедии. Четверо признаны частично виновными: трое приговорены к 12 месяцам заключения с отсрочкой исполнения на два года, один — заплатит штраф. Еще четыре сотрудника технической службы компании оправданы. Мягкостью приговора были удивлены многие наблюдатели этого громкого и затянувшегося процесса. — Это несправедливо, — говорит Константин Калоев (брат Виталия — «ЮР»). — Есть восемь человек, обвиняемых в свершившейся авиакатастрофе, в гибели 71 человека, и им суд выносит решение — 12 месяцев условно! А есть человек, который попал в состоянии аффекта в такую ситуацию, ему сначала выносят 8 лет и потом препятствуют досрочному освобождению. Но мы надеемся, что правда восторжествует. Виталию в тюрьму приходят письма от рядовых жителей Швейцарии, которые пишут, что им стыдно за свою страну.
P.S. Пока же федеральный и цюрихский суды препираются, Виталий Калоев находится в тюрьме.
Справка «ЮР»
2 июля 2002 года в воздушном пространстве Швейцарии над Боденским озером произошла авиакатастрофа. В результате столкновения пассажирского Ту-154 и грузового «Боинга» погиб 71 человек (69 россиян), в том числе 49 детей.
Личное мнение
Антон Самойленков, правозащитник, главный редактор журнала «Человек и закон»: — Досрочное освобождение Виталия Калоева было скорее политическим решением. В период острой борьбы американской и швейцарской банковских систем за территорию России освобождение российского гражданина стало бы действием, создающим Швейцарии очень хороший имидж. Но, боюсь, что Швейцария проиграла: если там не выполняются международные законы и нарушаются права человека, если реальным убийцам, жертвами которых стали 71 человек, дают смехотворные сроки, не только Россия, но и вся Европа будет теперь смотреть на нее косо. Помочь Виталию Калоеву выйти досрочно на свободу может только активность общественности, причем как российской, так и международной. Демонстрация у здания консульства — очень действенная мера.
Таймураз Мамсуров, глава республики Северная Осетия-Алания: — Виталий Калоев к настоящему времени отсидел две трети положенного срока и теперь, даже по швейцарским законам, имеет право на досрочное освобождение. За годы, проведенные в тюрьме, Калоев проявил самообладание и мужество, свойственные только очень сильным людям. Мы надеялись, что 24 августа он выйдет на свободу, однако окончательное решение вопроса отложено на неопределенный срок. Мы оставляем за собой право в рамках международного правового поля обратиться к министерству юстиции Швейцарской Конфедерации с просьбой ускорить решение кантонального суда Цюриха о досрочном освобождении Калоева. Мы хотим довести до сведения высшего юридического органа Швейцарии мнение многонационального народа Северной Осетии, единого в своем стремлении поддержать земляка, судьба которого не может не вызывать сочувствия и понимания.
Светлана ЛУКЬЯНЧИКОВА