Подозрительная победа В конце октября Россвязьохранкультура провела конкурсы по выдаче лицензий на оказание услуг мобильной связи в стандарте GSM-1800 в 11 регионах ЮФО (за исключением Ростовской и Астраханской областей). В Кабардино-Балкарии и Чечне были выставлены по два диапазона частот. В начале ноября по Чечне также была выставлена лицензия стандарта GSM-900. Компания ОАО «Краснодарская сотовая связь», «дочка» федерального оператора стандарта CDMA ЗАО «Скай Линк» (работает в 30 регионах РФ, имеет, по собственным данным, 480 тысяч абонентов), выиграла лицензию стандарта GSM-1800 в семи регионах. Более того, другие «дочки» «Скай Линка» выиграли лицензию в Дагестане и чеченскую лицензию GSM-900. Последняя была нужна ОАО «МТС». — В ЮФО МТС не работает только в Чеченской Республике. У нас есть лицензия на представление услуг подвижной радиотелефонной связи в диапазоне частот 1800 МГц на территории республики (GSM-1800). С учетом ландшафтной специфики региона наиболее оптимальным нам представлялось развертывание двухдиапазонной сети (900 и 1800 МГц). Мы хотели получить лицензию в диапазоне 900 МГц, но поскольку не победили в конкурсе, будем строить сеть на основе имеющейся лицензии, — рассказала «ЮР» представитель по связям с общественностью филиала МТС «Макрорегион-Юг» Юлия Суббота. — Затраты МТС при развертывании сети в одном диапазоне возрастут, — пояснил «ЮР» представитель компании-участника конкурса. — Базовые станции (БС) в стандарте GSM-900 имеют больший радиус действия. То есть для качественного покрытия территории понадобится большее количество БС стандарта GSM-1800. — Активные победы «Скай Линка» на конкурсах стали большой неожиданностью. «Дочки» компании выиграли значительную часть лицензий не только в ЮФО, но и на Дальнем Востоке, в Сибири и Северо-Западном ФО, — заявил «ЮР» аналитик iKS-Consulting Максим Савватин. Он не исключает, что «Скай Линку» помогли: — Видимо, одним из основных критериев была давность работы в конкретном регионе. А «дочки» этого оператора работали во многих регионах еще с начала 90-х, в стандарте первого поколения NMT-450. На рынке ходят слухи, что «Скай Линк» имеет хорошее федеральное лобби, — говорит Савватин. В компаниях «Большой тройки» комментировать решения конкурсной комиссии отказались. Гендиректор ЗАО «СМАРТС» Андрей Гирев тактично высказал «ЮР» свою позицию: — Относительно тотальных побед на конкурсах «Скай Линка» и «Суммы-Телеком» (телекоммуникационный холдинг дагестанского предпринимателя Зиявутдина Магомедова — «ЮР») в бизнес-среде все понимают. Но за официальными комментариями надо обращаться в конкурсную комиссию.
Занятый рынок Большинство экспертов и участников, однако, не считают, что победы «Скай Линка» приведут к заметному переделу рынка. — Создать полноценную сеть в Чечне новому игроку будет нелегко. В этой республике сложный рельеф местности и там еще зачастую отсутствует электросеть, поэтому многие базовые станции приходится подключать к дизельным генераторам. Да и последствия нестабильной в недавнем прошлом социально-политической обстановки в некоторых районах республики еще ощущаются, — заявил «ЮР» начальник отдела PR ЗАО «Мобиком-Кавказ» (филиал «МегаФона») Тахир Холикбердиев. — Получение «Скай Линком» лицензий никак не отразится на местных рынках. Даже в республиках уже высоко проникновение сотовой связи. В Чечне оно превышает 50%, в Ингушетии — 72%, в Дагестане — 74%, в Кабардино-Балкарии — 67%, в Карачаево-Черкесии — 75%. Лучшие абоненты уже разобраны, бороться за них будет тяжело. «Скай Линк» запустится в лучшем случае через год, тогда проникновение почти везде достигнет 100%, — рассказала «ЮР» аналитик ACM-консалтинг Елена Саяпина. — С точки зрения маркетинга Северный Кавказ уже почти не отличается от остальных регионов. Рынок везде конкурентный, успех нового оператора зависит прежде всего от менеджмента, — соглашается Гирев. Вторую лицензию в Кабардино-Балкарии выиграл сам «СМАРТС» — компания выходит в новый для себя регион ЮФО. По словам Гирева, «СМАРТС» планирует первоначально инвестировать $10 миллионов (245 миллионов рублей) в создание коммутатора на 100 тысяч номеров. Затраты на маркетинг будут сопоставимы с затратами на оборудование. — Мы рассчитываем занять 10% местного рынка, — говорит Гирев.
По данным Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохранкультура) и компаний
|
Александр ВОРОБЬЕВ