|
— Чем нынешняя ситуация в банковском секторе отличается от ситуации 98-го года? — Наличием денег — сегодня совершенно другая ситуация. В 98-ом году кризис был вызван тем, что государство не могло выполнять свои обязательства. Сейчас все пришло с Запада, а не от нашего родного государства — что неожиданно. Во-вторых, есть все ресурсы, чтобы справиться. Главное — не допустить кризиса доверия. Думаю, будут возникать проблемы у отдельных банков, но никаких экономических оснований для кризиса нет. — Центробанк должен помогать таким банкам? — У Центробанка должен быть один простой принцип — помогать не банкам, а вкладчикам: Центробанк, безусловно, несет моральную и должен нести материальную ответственность вместе с государством за те банки, которым он разрешил работать. Население должно быть защищено, банки — нет. — Какие меры нужны, чтобы предотвратить кризис доверия? — Я считаю, нужны две вещи: увеличить сумму страхового депозита (сейчас она составляет 400 тысяч рублей), чтобы население успокоилось. Наши эксперты уверены, что сумму нужно довести как минимум до 700 тысяч рублей. Вторая вещь — изменение ломбардного списка по 273 постановлению (ломбардный список и эмитенты, чьи векселя и кредитные требования принимаются в качестве залога Центробанком — «ЮР»), это реальная возможность для банков финансироваться в Центробанке. Это очень важно. — С одной стороны, государство должно поддерживать банки, но оно само является игроком на банковском рынке. Могут ли частные банки конкурировать с государственными? — Я противник государственных банков и никогда этого не скрывал: я считаю, что государству вполне достаточно одного госбанка для решения стратегических задач. У нас фактически три госбанка: Сбербанк, ВТБ и де-факто Газпромбанк. Конечно, это нечестная конкуренция: у них есть всякие преимущества и доступ к ресурсам, которых нет у нас. Показывать Газпромбанку феноменальные результаты роста несложно, когда Газпром и все, кто с ним, держат деньги у вас. Мы, как акционеры, ставим менеджменту ориентиры по доле рынка вне госбанков: не надо заставлять собственный менеджмент конкурировать с банками, которые находятся вне рыночных условий. С другой стороны, есть безусловные преимущества частного сектора перед государственным: это связано прежде всего с уровнем обслуживания. Никогда ВТБ и Сбербанк не смогут работать так, как работаем мы. У них другая система мотивации, у них все другое, и работают они совершенно из других соображений. В этом смысле это большое конкурентное преимущество. Я верю в частный сектор — частные компании всегда эффективнее государственных. Поэтому мы можем конкурировать, хотя у них дешевле ресурсы. — Иностранные банки конкурентоспособны в России? — Они это делают, и очень эффективно: быстро учатся, собирают русские команды. Они успешно вкраиваются в русскую жизнь, чего мы не ожидали, людей переманивают, отношения выстраивают в регионах. С другой стороны, мы технологически абсолютно ничем не уступаем, никакого преимущества в этом у западных банков нет. Поэтому будем стараться жить и работать. — Будет ли происходить скупка региональных банков федеральными? — Консолидация будет происходить. Но покупать по большому счету некого: сегодня такой технологический отрыв банков первой десятки от всех остальных, что дешевле новый банк создать, чем кого-то интегрировать. У нас в IT работают около 300 человек, технологии абсолютно такие же, как в западных банках. Ни в одном региональном банке ничего похожего, нужно все строить заново. Значительно проще все вынести и забыть, оставить только клиентскую базу и каких-то людей. При этом можно купить отдельное помещение и начать работать самостоятельно. Но количество банков будет сокращаться, это точно. 200–300 банков для страны более чем достаточно (сейчас работают свыше 1100 банков — «ЮР»). — Как вы оцениваете финансовую ситуацию на юге России, будет ли Альфа-Банк финансировать какие-либо олимпийские проекты? — У нас в Краснодаре один из самых больших филиалов по России, и в Ростове уже то же самое. В Краснодаре мы очень широко присутствуем. Это объясняется и субъективными, и объективными факторами: тем, что у нас был очень эффективный управляющий долгие годы, тем, что я дружу с губернатором Краснодарского края Александром Ткачевым — есть доверие, а это очень важно. Что касается Олимпиады — я вчера встречался с главой Олимпийской госкорпорации Семеном Вайнштоком, предложил, естественно, любое финансирование. Попросят денег — дадим, но они пока не знают, как они будут финансироваться. Пока такое ощущение, что казначейство будет их полностью финансировать и ничего им будет не нужно. — Каковы, на ваш взгляд, причины роста продовольственных цен? — Фундаментальное изменение стандартов потребления, уровня жизни — это одна из причин роста цен на продовольствие. Люди во всем мире (мы здесь не уникальны) стремятся нормально питаться. У разных слоев населения стандарты потребления, особенно пищевого, очень сближаются по мере экономического роста. Поэтому продовольствие становится дороже — это естественно, когда сотни людей меняют стандарты питания. Никакого сговора производителей и тем более торговых сетей нет, это все чистый бред. — Необходимо ли правительству фиксировать цены? — Фиксировать цены было бы катастрофической ошибкой. Это всегда кончается тем, что продукты пропадают, ничего другого это не вызывает. Любые формы контроля цен кончаются пустыми полками, дефицитом. Никакие формы регулирования цен разумными не являются — никакие и никогда. — А когда может стабилизироваться ситуация на продовольственном рынке? — Рост цен, думаю, не остановится. Мы стараемся стать страной с нормальной экономикой, и жалобы на рост цен являются общим местом для развивающихся стран. Это не пройдет, это такой долговременный тренд. — Каковы прогнозы дальнейшего развития России? — У нас очень большая сырьевая зависимость, если цены на рынке будут стоять хорошо, при разумной государственной политике есть все шансы на устойчивый экономический рост в течение ближайших 10–20 лет. Хотя, думаю, будут кризисы — если цена на нефть упадет. Но в целом достаточно оптимистические прогнозы. Интервью подготовлено по итогам конференции «Российский банковский сектор: факторы роста». Досье «ЮР» Петр Авен, член совета директоров, президент Альфа-Банка. В 1991–1992 годах возглавлял Министерство внешних экономических связей РФ, одновременно являясь представителем президента РФ по связям с индустриально развитыми странами. Также является председателем совета директоров «АльфаСтрахования», членом совета директоров Golden Telecom, сопредседателем совета директоров «СТС Медиа».
СПРАВКА «ЮР»
Альфа-Банк основан в 1990 году, является универсальным, совокупный уставной капитал на 30 июня 2007 года составляет $1,7 миллиарда (42,5 миллиарда рублей). По данным аудированной финансовой отчетности (МСФО) за I полугодие 2007 года, совокупные активы группы «Альфа-Банк», куда входят ОАО «Альфа-Банк» и его дочерние компании, составили $17,1 миллиарда (427,5 миллиарда рублей), чистая прибыль — $115,6 миллиона (2,89 миллиарда рублей), совокупный кредитный портфель — $11,8 миллиарда (295 миллиардов рублей). Клиентская база банка к сентябрю 2007 года превысила 51 тысячу корпоративных и 2,6 миллиона розничных клиентов. Филиальная сеть банка составляет 280 отделений и офисов по России и за рубежом.
Оксана ЛЕБЕДЕВА
|
|