Двухлетнее удвоение — Планируется в этом году рост объемов производства? — Основной показатель нашего производства — это количество металла, переработанного при выпуске готовой продукции. В прошлом году он составлял 17 тысяч тонн, в этом должен достичь 23,7 тысячи, а в 2008 прогнозируем — 34,5 тысячи. То есть за два года объемы производства должны удвоиться.
— Что позволяет строить такие оптимистичные планы? — Ситуация на рынке. В предыдущие годы мировое энергетическое машиностроение переживало кризис, связанный с недостатком заказов от энергетиков. Многие компании, в том числе крупные, ушли с рынка: стали структурными подразделениями конкурирующих предприятий или превратились в инжиниринговые компании. Многие зарубежные энергетические предприятия нуждаются в обновлении мощностей и строительстве новой генерации, к нам уже обратились несколько иностранных компаний, в частности европейский филиал Hitachi Power. Это одно направление развития. Во-вторых, с советских времен у «Красного котельщика» остались очень хорошие связи со странами бывшего СНГ. Там стоят наши котлы, и рано или поздно (а это «рано или поздно» уже наступило) им потребуется модернизация. Провести такие работы с предоставлением гарантий возьмется только завод-производитель. И главное — это инвестиционная программа РАО «ЕЭС» по модернизации российской энергетики, в рамках которой планируется построить свыше 25 ГВт новых тепловых генерирующих мощностей. Это обновление в больших масштабах еще не началось, но первая ласточка на «Красном котельщике» уже есть — это контракт на производство оборудования для Харанорской ГРЭС (ОГК-3, Сибирь), стоимость которого составляет 1,3 миллиарда рублей. «Красный котельщик» объективно станет основным исполнителем инвестиционной программы РАО в части котельного оборудования.
Исполнитель для РАО «ЕЭС» — Конкурентов по этой программе у вас нет? — В Европе есть только два крупных производителя котлов: польская компания Rafako и словацкая Tlmace. Однако их производственные мощности значительно уступают «Котельщику». Они, кстати, уже два года как полностью загружены заказами, Rafako имеет контракты на три года вперед. В России ситуация такая: котельное оборудование выпускают четыре предприятия. Однако «Зио-Подольск» (входит в «ЭМАльянс» — «ЮР») все больше ориентируется на атомную энергетику. Белгородский и Барнаульский заводы специ-ализируются на малых и средних котлах, и только мы выпускаем большие котлы для тепловой генерации.
— А как же мировые лидеры энергетического машиностроения, например, Alstom или Foster Wheeler? — Крупные западные концерны построены по принципу инжиниринговых компаний — сами они занимаются новыми разработками, комплектными поставками. Заказы на производство непосредственно оборудования им приходится размещать на других предприятиях. Например, сейчас Alstom и «ЭМАльянс» исполняют заказ для ТЭЦ-26 «Мосэнерго» — оборудование изготавливается на «Зио-Подольск» и «Красном котельщике». В крупных проектах мы часто участвуем совместно с иностранными концернами. «ЭМ-Альянс» совместно с компанией Foster Wheeler участвует в объявленном РАО «ЕЭС» конкурсе на строительство котла циркулирующего кипящего слоя (ЦКС) для Новочеркасской ГРЭС (входит в ОГК-6 — «ЮР»). Исполнителем тоже должен стать наш завод. Конкурс важен еще и потому, что это будет первый ЦКС в России, это новая, экологичная и высокоавтоматизированная технология с высоким КПД. Летом председатель совета директоров РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс и губернатор Ростовской области Владимир Чуб заложили первый камень в основание нового блока ГРЭС, а РАО сейчас подводит итоги конкурса.
— Кто ваши соперники в конкурсе? — Уже никто. Оборудование на блок такой мощности могли поставить только две компании в мире: Alstom и Foster Wheeler. С учетом того, что Foster Wheeler объединил усилия с «ЭМАльянс», Alstom отказался от участия.
— Получается, что контракт у «Красного котельщика» уже в кармане? — Получается, что да.
— После завершения модернизации не грозит ли отрасли очередной спад? — Как я сказал, у нас есть три главных направления развития. Инвестпрограмма РАО завершается в 2012 году. Кроме того, мы поставляем энергетическое оборудование для промышленных предприятий, не входящих в систему РАО «ЕЭС». У «Красного котельщика» тоже есть программа развития до 2012 года, которая будет по-стоянно корректироваться и дополняться. Согласно ей в модернизацию завода в этом году будут инвестированы 110 миллионов рублей, в следующем — 245 миллионов. Средства пойдут, в частности, на освоение новых линеек продукции. Например, котлов-утилизаторов большой мощности, которые будут очень востребованы РАО «ЕЭС».
Азиатское партнерство — В какие страны дальнего зарубежья поставляете оборудование? — Прежде всего это страны юго-восточной Азии. В этом году мы совместно с «Силовыми машинами» (основные акционеры «Интеррос» с 30,4% акций, Siemens и РАО «ЕЭС России» владеют по 25% плюс 1 акция — «ЮР») сдаем в эксплуатацию станцию во Вьетнаме. Пока это единственный в своем роде проект: до «Красного котельщика» никто в мире не мог создать котел, который работал бы на вьетнамском угле. Не знаю, как называется этот сорт, суть в том, что он не горит. Кстати, рядом находится станция, построенная немецкой компанией BABCOK, но она не смогла заработать на местном сырье. Вьетнамцы для нее возят уголь из Австралии. Наш же котел заработал и сейчас выходит на проектную мощность. Традиционным нашим партнером является Индия.
— В 2005 году «Котельщик» совместно с Технопром-экспортом заключил контракт на поставку оборудования для станции Bahr в Индии. Стоимость проекта оценивалась чуть ли не в полмиллиарда долларов. На какой он стадии? — Оценки были разные. Сумму я не назову, но проект дейст-вительно очень масштабный, предполагает строительство трех блоков мощностью 660 МВт. К сожалению, в январе по официальному запросу Техно-промэкспорта мы были вынуждены приостановить выполнение контракта — у них остались какие-то неурегулированные отношения с индийскими заказчиками. Еще год-два назад последст-вия этого для завода могли быть очень тяжелыми — ведь этот контракт составил бы примерно 40% от годового объема производства. Но в этом году мы сумели заместить индийский заказ контрактами с РАО «ЕЭС», в частности по Харанорской ГРЭС.
— Что будет с индийским проектом? — В июне от Технопромэкспорта поступило предложение возобновить выполнение контракта, но с января по июнь мы понесли определенные потери и поэтому выставили им допзат-раты. ОАО «Технопромэкспорт» принципиально не возражает их покрыть, но по объему компенсации мы пока не договорились.
СПРАВКА «ЮР»
ОАО «Таганрогский котлостроительный завод «Красный котельщик» (Таганрог, Ростовская область) является крупнейшим производителем котлов для энергетической промышленности в России. Порядка 80% электростанций страны оснащены котлами его производства. Выручка предприятия в 2006 году составила 2,6 миллиарда рублей, в этом году выручка запланирована на уровне 3,7 миллиарда рублей, в следующем году — 5,7 миллиарда. EBITDA, по данным Владимира Бартеньева, в прошлом году составила 13%. Холдингу «ЭМАльянс» принадлежат 75%+1 акция «Красного котельщика». Владельцем 100% акций «ЭМ-Альянса» является Евгений Туголуков.
Александр ВОРОБЬЕВ