Галопом по Европам После российской зимы, которую даже на юге страны нельзя назвать теплой, большинство людей в первые же продолжительные выходные стремятся выехать поближе к теплу и морю. Как правило, курортные пристрастия
туров отечественных туристов определяются толщиной их кошельков. В преддверии майских праздников средний класс ожесточенно раскупает самые либеральные по стоимости
туры — в Египет, Эмираты и
туры в Турцию.
— Горы уже не в цене. А по большому счету, народу хочется выехать из Краснодара, — говорит менеджер краснодарской турфирмы «Империя туризма» Марина Карелина. В некоторых регионах ЮФО майские праздники вообще не являются «горячим» временем для туроператоров. — На майские праздники туры не пользуются большой популярностью, — сообщила руководитель астраханского оператора «Астринтур» Александра Евдокимова.
— Астраханская область — бедный регион. У кого есть деньги, выходят напрямую на московские турфирмы. Впрочем, отправиться даже в стабильно дорогую старушку Европу без каких-либо серьезных потерь для семейного бюджета вполне реально. Турфирмы ЮФО предлагают 7 или 10-дневные групповые поездки по европейским странам.
— На майские праздники спросом пользуются автобусные эконом-туры по Европе. Туристы могут посетить две-три страны, — поведала «ЮР» специалист по маркетингу волгоградской компании «Интеркурортсервис» Надежда Уткина. Европа в этом году считается одним из самых востребованных направлений и среди состоятельных персон. Но главной особенностью текущего сезона стал растущий спрос на индивидуальные туры по Европе, рассчитанные на VIP-клиентов. В ростовской компании «Оптима-Трэвел» «ЮР» рассказали, что программа путешествия составляется по заказу клиентов, которые самостоятельно колесят по западноевропейским странам.
— Это туры бизнесменов, которые едут на Запад по делам и насыщают свою поездку экскурсионной программой, — отмечает гендиректор компании «Оптима-Трэвел» Николай Манукало. — Прилетая, например, в Австрию, люди берут машину и едут дальше самостоятельно, заезжая в соседние города и деревушки, экономя огромное количество денег на трансферах.
Экзотика островная и местная Менее занятые граждане в майские праздники стремятся в экзотические страны. На смену Тайланду, в последние годы ставшим для россиян своеобразной Меккой, приходят островные государства или азиатские страны, куда вездесущие отечественные туристы еще не протоптали дорожку.
— У нас есть такие заказы: Япония, Доминиканская Республика, Китай, Малайзия, Мальдивы. Пожалуй, это самые дорогие туры, — рассказала Татьяна Нечепаева. Подобную услугу в ЮФО способны предложить немногие туроператоры, причем большая их часть сосредоточена в Ростове. В других регионах рынок VIP-услуг развит слабо, и желающие отдохнуть подальше от цивилизации обычно обращаются в московские компании. Самыми невостребованными на майские праздники считаются российские курорты. Если зимой Кавказские горы, а летом — черноморское побережье и Минеральные Воды могут рассчитывать на стабильный поток туристов, то в межсезонье он падает. Четырех-пятизвездочные отели черноморского побережья стоят полупустыми. Главная причина — несоответствие цены и качества. — У меня недавно была ностальгия. Хотелось поехать в Сочи. Но сейчас могу сказать, что никогда туда больше не поеду. Поездка стоит дорого, а сервиса, какой мы уже привыкли видеть за границей, нет. В принципе условия проживания могут быть нормальные, но сам отдых... Неприятный осадок оставляют плохие лежаки, персонал, который не умеет улыбаться, — считает гендиректор «Рейна-Тур» Татьяна Нечепаева. Согласен с этим и гендиректор компании «Оптима-Трэвел» Николай Манукало. В пример он приводит отдых в Болгарии, который в три раза дешевле аналогичного на черноморском побережье. — Спекулировать на том, что наши курорты ближе, как минимум неблаговидно. Отдыхать за рубежом давно стало дешевле, — уверен г-н Манукало. По мнению экспертов, пока цены на местных курортах не снизятся, а сервис радикально не улучшится, обеспеченные туристы не поедут в Россию.
Приманка для туристов
Ростов-на-Дону должен стать центром бизнес-туризма. В столице ЮФО будет разработана концепция единой туристической инфраструктуры и учреждено конгрессно-туристическое бюро, которое, по мысли местных властей, превратится в связующее звено между государством и турбизнесом.
На прошлой неделе в Ростове-на-Дону завершил работу Международный форум «Конгрессный и выставочный туризм как фактор роста и способ продвижения местного экономического развития». Мероприятие проходило в рамках грантового проекта по программе ТАСИС IBPP, который Ростов выиграл совместно с российским Иркутском и Мадридом. Ростов и Иркутск, опираясь на испанский опыт, должны разработать концепцию, которая позволит сделать города центрами конгрессного и выставочного туризма. После того как проект развития особой туристско-рекреационной зоны, выдвинутый Ростовской областью, не нашел поддержки федерации, местные власти решили резко сменить курс, сделав ставку на бизнес-туризм, который на Дону развивается неплохо. По приблизительным подсчетам, в Ростов «по делам» ежегодно въезжают около 400 тысяч человек. Плюсом столицы ЮФО, по мнению участников форума, являются хорошие выставочные площадки, минусом — небольшое количество конгресс-центров и отсутствие единой системы приема и размещения приезжающих бизнесменов. Проблема, по мнению советника мэра Ростова по туризму Ольги Демишиной, еще и в том, что объекты инфраструктуры слишком разобщены и не могут принимать гостей совместно. Как считают в минэкономики региона, делу объединения элементов туристической инфраструктуры может послужить создание конгрессно-выставочного бюро. По словам директора конгресс-бюро в Мадриде Антонио Хернангомеса, в Испании эта структура, созданная при участии бюджета (80%) и частных вложений игроков рынка (20%), координирует и направляет туристические потоки. Заезжих бизнесменов местные власти собираются обеспечить и насыщенной экскурсионной программой. — Сюда будет входить туристско-рекреационная зона Приазовская, культурные достопримечательности станицы Старочеркасской, Таганрога и Новочеркасска, яхт-клуб и «Гольф энд Кантри клуб», — отметила заместитель начальника управления развития малого предпринимательства минэкономики области Светлана Абдулазизова. Правда, когда в столице ЮФО появится конгрессное бюро, неизвестно. По словам замминистра экономики Анны Палагиной, регион пока находится в начале пути развития въездного бизнес-туризма.
Татьяна СЕРБИНА