Согласно исследованиям, 99% россиян предпочитают телевидение как основной канал получения информации из внешнего мира, на втором месте газеты и журналы (82%), на третьем — радио (60%). Данные по ЮФО отличаются от общероссийских на уровне статистической погрешности (на 2%). Электронные СМИ ввиду технического отставания провинции и, как следствие, ограниченного доступа к ним, доступны только для 22% россиян. В ЮФО таких граждан еще меньше — 17%. Общественное мнение Общественной палате представлял лично генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров. Российской тенденцией, отличной от ЮФО, которую отмечает руководитель центра, является рост популярности региональных каналов. На Юге роль региональных телеканалов меньше, чем в целом по России — всего 10% против 17%. Это же отмечают и эксперты, опрошенные «ЮР». Так, по словам президента Национальной ассоциации телерадиовещателей Эдуарда Сагалаева, ежемесячно ассоциация фиксирует появление до 10 новых телеканалов в регионах. — Однако в ЮФО телеканалы появляются в основном в крупных городах, например, в Ростове и в Краснодаре, — заявил «ЮР» Эдуард Сагалаев. По его прогнозам, с переходом телевидения на цифровое вещание количество телеканалов увеличится в несколько раз и достигнет примерно восьми на каждый регион. Зато региональные газеты с огромным преимуществом «обходят» все остальные СМИ. Почти половина опрошенных читает местную прессу и доверяет ей. При этом, как показало исследование, в ЮФО есть категория людей (как правило, старшего возраста, хотя и молодежь внесла свой вклад в эту цифру), испытывающая нехватку аналитической информации на политические и социальные темы. «Информационный голод» в отношении серьезных газетных материалов и телепередач испытывают почти треть опрошенных в округе (29%). По мнению заместителя председателя правления Ассоциации телерадиокомпаний ЮФО, гендиректора телекомпании «Пульс-продакшн» Алексея Склярова, снижение количества частных телекомпаний, имеющих в своей ротации программы с общественно-политическим уклоном, объясняется в отдельных случаях монополизацией рынка рекламы государственными компаниями и модой на развлекательные программы. — Мы ушли в гламур и коммерцию не случайно, — говорит Алексей Скляров. — Сейчас в регионе оформился процесс зачистки информационного поля со стороны государственных структур. Крупные компании скупают крупные телерадиокомпании. К ним устремляется рекламодатель. Получается, что 80% рекламного рынка поделены между ОРТ, РТР и НТВ. Остальным достается 20% этого пирога. Поэтому живет сфера развлечений, которая всегда находит своих спонсоров. Кроме того, в ЮФО ниже, чем в среднем по России, уровень доверия к СМИ (67% против 73%), а процент тех, кто не одобряет СМИ, — больше (19% против 17%). — Возможно, это связано с конфликтами и кланами в местной власти, — считает председатель комиссии Общественной палаты РФ Павел Гусев. — Редакторы и журналисты вынуждены работать с оглядкой на власть, от чего страдает объективность. Косвенно это подтверждает и тот факт, что среди основных претензий к прессе жители ЮФО называют сокрытие определенных событий, а также избыток информации по не интересующим зрителя и читателя темам, характерное для управляемых СМИ.
Как считали:
Исследование проведено в начале марта 2007 года. Респондентами ВЦИОМ стали 1600 человек в 153 населенных пунктах 46 областей, краев и республик России. Опрошены 253 человека из Ростовской, Волгоградской, Астраханской областей, Ставропольского и Краснодарского краев, Карачаево-Черкесии, Адыгеи и Кабардино-Балкарии. В спектр опрашиваемых входили люди разного возраста и социального положения.
Евгений РАКУЛЬ