Деловое русло Конфликт между ITF Group и УК «Трастком» (владеют 70% и 30% акций крупного таганрогского зернотрейдера ОАО «Югтранзитсервис», Ростовская область) начался в ноябре прошлого года, когда «Трастком» приобрел 30% акций зернотрейдера. Миноритарный акционер не раз заявлял, что мажоритарий не приглашает его на собрания акционеров, не согласует принятие решений и планирует за счет допэмиссии акций размыть его пакет. В середине февраля противостояние стало утихать. Состоялось собрание акционеров «Югтранзитсервиса», «Трастком» по его итогам получил одно из пяти мест в совете директоров. Кроме того, было отклонено предложение о допэмиссии, которой опасался миноритарий. Но теперь, когда вопрос о доступе к управлению компанией снят, владельцы не могут договориться о стратегии развития. — У нас полностью отличаются взгляды по поводу основных направлений деятельности ЮТС, приоритетов развития, направления инвестиций. ITF планирует строить собственный флот, но мы считаем необходимым развивать агрохозяйст-ва и концентрироваться на технологиях зерно-трейдинга. ITF планирует привлекать дополнительные кредиты — мы считаем, что ЮТС в них не нуждается, — заявил «ЮР» представитель «Трасткома» в совете директоров Максим Протасов. Однако гендиректор ITF Group Григорий Садыков (на фото слева) считает, что деловых разногласий между акционерами нет. — Со стороны миноритарного акционера нет конкретных предложений по стратегии и развитию бизнеса, этим занимается только мажоритарий. Соответст-венно нет и разногласий, — заявил он «ЮР».
Акционерный тупик В «Трасткоме» недовольны тем, как ведутся дела в ЮТС. — Нас категорически не устраивают действия менеджмента ЮТС, назначенного и контролируемого ITF. «Трастком» не может влиять на его действия и соответственно не хочет разделять ответственность, — говорит Максим Протасов. По его словам, руководство уже нарушило нормальную работу ЮТС. Так, средние отгрузки ЮТС в январе–феврале должны были составлять не менее 340 тысяч тонн. По косвенной информации «Трасткома», отгрузки не превысили 70 тысяч тонн. Беспокоят миноритария и обязательст-ва ЮТС перевалить в Новороссийский элеватор 700 тысяч зерновых — с учетом нынешнего графика закупок компания может не успеть, что чревато штрафами. Григорий Садыков утверждает, что ЮТС работает нормально, и удивляется, откуда миноритарий берет свои данные. Разрешить разногласия «Траст- ком» предлагает с помощью передела акций. «Трастком» планировал выкупить у основного владельца его 70% пакета за $60 миллионов (1,59 миллиарда рублей), но ITF Group отказалась выходить из бизнеса. «Трастком» был готов продать свои 30% за $25,7 миллиона (681 миллион рублей), но мажоритарий предложил другую цену (не разглашается), и сделка не состоялась. Теперь в «Трасткоме» рассматривают возможность продать пакет третьим лицам. Правда, компания выйдет из этого бизнеса только в том случае, если не сможет купить пакет основного акционера.
Комментарий «ЮР»
Опрошенные «ЮР» эксперты затрудняются сказать точно, что было бы выгоднее: получить полный контроль над ЮТС или избавится от его акций. Многое, конечно, зависит от цены. Но гендиректор «Института конъюнктуры аграрного рынка» Дмитрий Рылько отмечает, что уход в ноябре 2006 года из ЮТС гендиректора Кирилла Подольского и его команды ослабил компанию. — Стоимость торговой компании складывается из людей, бизнес-процессов и материальных активов. Первая составляющая в случае ЮТС очень важна, так как сложно сказать, есть ли у ЮТС серьезные бизнес-процессы — компания активно работает на рынке всего пять лет. А вот команду управленцев теперь придется долго и нудно собирать, — заявил он «ЮР». А исполнительный директор аналитической компании «Совэкон» Андрей Сизов считает, что для российских компаний-экспортеров зерна, в том числе ЮТС, сейчас ситуация в целом непростая. — Западные компании отвоевывают этот рынок. Если пять лет назад в десятке ведущих экспортеров зерна из России были одна-две западные компании, то сейчас наоборот — одна-две российские. Присутствие российских компаний в зерноэкспорте и дальше будет снижаться.
Александр ВОРОбЬЕВ