|
|
|
|
|
Правовые рамки госмонополии
|
|
|
|
Who is мистер Икс? К стратегическим законопроект относит 40 видов предприятий, в их числе — разработчики космической, военной и спецтехники, а также авиационная промышленность, атомная энергетика, естественные монополии и разработка участков недр федерального назначения. Иностранные инвесторы должны будут получить специальное разрешение на приобретение от 25% акций в таких компаниях. К стратегическим могут быть отнесены даже структуры, в течение пяти последних лет выполнявшие госзаказы. Не менее жесткие условия ставят поправки к закону «О недрах». Они полностью запрещают какое-либо участие зарубежных компаний в разработке нефтяных месторождений с запасами более 150 миллионов тонн, газовых— с запасами более 1000 миллиардов кубометров, золотоносных — более 700 тонн и медных — более 10 миллионов тонн. В менее крупных месторождениях участие иностранного капитала не должно превышать 50%. Как полагают в правительстве, законы должны препятствовать проникновению на российский рынок крупных иностранных концернов, стремящихся к контролю над энергетическими ресурсами и стратегически важными компаниями России. Но, по сути, ограничивается поле деятельности инвесторов, зато зажигается «зеленый свет» государственным нефтегазовым гигантам. Уже на стадии разработки между председателем правительства Михаилом Фрадковым и Министром экономики Германом Грефом возникли трения. Минэкономики не согласился с расширением списка стратегических предприятий, предложив остановиться на снижении участия иностранного капитала в крупнейших монополиях. Ситуацию усугубляло еще и то, что разработка законопроекта была поручена Минпромэнерго. Но протесты г-на Грефа мало повлияли на правительство. — В последнее время идет привлечение иностранных менеджеров в стратегические компании, а то и в советы директоров наших крупнейших госкомпаний, которые начинают апеллировать от имени России. Меня беспокоит, что правительство может отказать господину Икс, являющемуся членом совета директоров крупнейшей компании, которая находится в перечне стратегических, только тогда, когда выяснится, что он уже приобрел 49% акций этой компании. Этот господин Икс нам известен, но работает ли он на государство? — вопрошал Михаил Фрадков. Документ был одобрен правительством и отправлен на доработку. Предполагается, что оба проекта будут утверждены в ближайшее время. Чистка рядов Как полагают эксперты, нововведения затронут в основном крупнейшие холдинги и месторождения, имеющие в числе своих соинвесторов иностранные компании. ЮФО «инвестиционная чистка», по всей вероятности, минует. Сейчас в округе действуют тысячи компаний с большой долей зарубежного капитала, однако основная их часть не подпадает под действие новых законов. Что касается месторождений, то ЮФО попросту не располагает столь крупными запасами нефти, газа и цветных металлов. На Юге России расположено около 500 месторождений углеводородного сырья. Из них 218 месторождений нефти с объемом около 3 миллиардов тонн, из которых около 1,3 миллиарда — разведаны. Они находятся в основном на Ставрополье, Кубани, в Чечне и Волгоградской области. Есть еще и газовые месторождения, из которых разведано менее 40%. Самое крупное из них — Кармалиновское в Ставропольском крае с вероятными запасами до 10 миллиардов кубометров. Существуют предположения о крупных месторождениях в Ростовской области, Краснодарском крае и Республике Дагестан, но пока ни одно из них не нашло официального подтверждения. Не коснется чистка и предприятий оборонного комплекса ЮФО, таких как «Роствертол», «Энергомаш» или «Красный Гидропресс». Их контрольные пакеты принадлежат государству, которое с каждым годом наращивает свое влияние на южную оборонку. Видимо, поэтому в ЮФО к федеральным законодательным инициативам отнеслись спокойно.
ПротивОльга Белокрылова, заведующая кафедрой экономической теории РГУ: — С одной стороны, законопроекты ограничивают иностранных инвесторов, с другой — упорядочивают их деятельность, ставят отношения с ними на правовую основу. Они обеспечивают определенные гарантии в условиях российского рынка. Думаю, теперь на российские месторождения придут серьезные государственные компании, которые сосредоточат в своих руках все природные ресурсы. Правда, государство никогда не было ни эффективным управленцем, ни эффективным инвестором. Но таков новый политический курс России. Яркий пример — Центробанк — монополист на валютном рынке. Всю прибыль от продажи валюты получает ЦБ, остальные банки занимают лишь незначительные сегменты рынка. Евгений Семикин, исполнительный директор Агентства инвестиций и развития Волгоградской области: — Рассуждать об ограничении инвестиций достаточно сложно, потому что у нас нет такого крупного потока в приоритетные, стратегические предприятия. Те инвестпроекты, к которым имело отношение наше агентство, к счастью, не подпадают под действие нового закона. С другой стороны, в России скорее всего постараются обойти его. Например, начнут создавать совместные предприятия.
ЗаОльга Беленькая, аналитик агентства «Финнам»: — Закон об ограничении иностранных инвестиций формально закрепит сложившийся тренд в энергетической политике — иностранные компании смогут в дальнейшем получать доступ к разработке крупных сырьевых месторождений и континентального шельфа лишь как младшие партнеры российских (по факту, вероятнее всего, госкомпаний). На прошлой неделе министр природных ресурсов Юрий Трутнев подтвердил, что профильные ведомства во главе с МПР рассматривают возможность передачи права освоения шельфовых месторождений России Роснефти и Газпрому. Хотя закон обратной силы не имеет, по факту произошел знаковый прецедент — приобретение контроля Газпрома над «Сахалином-2» на фоне колоссальных экологических претензий к иностранным операторам проекта. Высока вероятность, что та же судьба ожидает и РУСИА Петролеум — оператора Ковыктинского газового месторождения, контрольный пакет которого принадлежит ТНК-ВР. По результатам проверки Роспотребнадзора компании грозит отзыв лицензии. Президент ТНК-BP Роберт Дадли заявил, что компания рассчитывает на вхождение Газпрома в проект к середине года. Тем не менее четкий перечень ограничений и установленный порядок согласования лучше для иностранных инвесторов чем неявное регулирование их доступа к стратегическим секторам. Игорь Бураков, исполнительный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области: — Если говорить о поправках в закон «О недрах», то, я думаю, у нас в регионе под него никто не подпадает. Есть, конечно, гипотеза о большом газе в Ростовской области, но это пока только гипотеза. Что касается закона «О порядке осуществления прямых инвестиций», то, я думаю, разработчики исходили из реальной конъюнктуры рынка. Ведь зачастую инвестору не важна суть правил, а важно само их наличие. Такие правила существовали и ранее, но основывались они не на законодательстве, а на здравом смысле. Яркий пример — сложный процесс прихода Alkoa на БKMПО (покупка американской алюминиевой корпорацией Белокалитвенского металлургического производственного объединения в Ростовской области. По мнению ФАС, это делало американцев монополистом в производстве алюминия, который потребляет отечественная оборонка — «ЮР»). С другой стороны, новый закон может отпугнуть какую-то часть инвесторов, сделав их приход просто невозможным.
Татьяна СЕРБИНА
|
|
|
|
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
|
|
|
|
|
|
НАШ ОПРОС НА САЙТЕ |
|
|
Нравится ли вам наш новый дизайн? |
|
|
|
ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР |
|
|
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.
|
|
|
ПОДПИСКА |
|
|
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050 |
|
|
ПАРТНЕРЫ |
|
|
|
|
|