|
Небо под крылом Ранее г-н Дерипаска стал обладателем «Авиалиний Кубани», в состав которых входят три аэровокзала — в Краснодаре, Анапе и Геленджике. Авиакомпания стала частью холдинга «Аэропорты Юга», аффилированного с той же РАИНКО. Таким образом, из всех кубанских аэропортов полностью в государственной собственности оставался лишь сочинский. Но весной этого года президент Владимир Путин подписал указ об его исключении из перечня государственных стратегических предприятий, и все акции ФГУПа были выставлены на продажу. В аукционных торгах, состоявшихся на прошлой неделе, приняли участие 4 структуры: ОАО «Авиационно-нефтяная компания» (АНК), владеющая аэропортом «Внуково» и имеющая в собственности заправочных комплекс на территории аэропорта, ООО «Меридианы», ООО «Стратегия-Юг» (представляла структуры РАИНКО), ООО «Мосторгинвест» и ООО «Русавиа холдинг», представляющий интересы бизнесмена Виктора Вексельберга (совладелец нефтяной компании ТНК и президент «Суал-холдинга»). Главная борьба развернулась между столичной АНК и краснодарской «Стратегией-Юг». Победила компания Олега Дерипаски, выложившая за акции сочинского аэропорта без малого 5,5 миллиарда рублей (начальная цена равнялась 3,5 миллиардам, а аукционный шаг составил 50 миллионов). Никаких возражений со стороны ближайшего соперника пока не последовало. Напротив, представители «Внуково» к проигрышу отнеслись философски. — Мы поздравляем победителя. К нему мы не имеем никаких претензий, поскольку торги проводились честно. Несмотря на то, что нам не удалось выиграть аукцион, мы отдаем себе отчет в том, что его итоги важны для всех участников рынка. Теперь сумма, заплаченная за акции, станет точкой отсчета при продаже других государственных аэропортов, — заявил «ЮР» руководитель пресс-службы аэропорта «Внуково» Константин Конаныхин. — У нас, конечно, есть бизнес в сочинском аэропорту, но пока планов расстаться с ним нет. Между тем многие аналитики сочли цену сделки чересчур завышенной, особенно при учете того, что аэропорт имеет задолженность, находится не в лучшем состоянии и требует расширения и модернизации. Эксперты уверены, что реконструкция потребует от инвестора огромных капиталовложений, достигающих, по разным оценкам, $100 миллионов (2,8 миллиарда рублей). Таким образом, «Сочи» может обойтись своему владельцу почти в 8,3 миллиарда рублей. Однако никакой озабоченности за потраченные средства в РАИНКО не наблюдается. Напротив, здесь с оптимизмом смотрят в будущее. — Аэропорт «Сочи» — весьма интересный актив, с инвестиционной точки зрения, — бодро заявил «ЮР» генеральный директор «РАИНКО» Станислав Карабут. — Для нас это приобретение имеет важное значение и является логичным этапом реализации стратегии компании в Краснодарском крае. Кроме того, планируемые нами финансовые вложения в производственные ресурсы и оборудование позволят укрепить международный статус аэропорта «Сочи» и повысят шансы города на проведение Олимпиады 2014 года. Cкидка на удачу Аналитик агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев уверен, что сделку можно считать удачной только в том случае, если Олимпиада в Сочи все-таки состоится. — Существует риск, связанный со сроками возвращения вложенных инвестиций. При хорошем пассажиропотоке срок окупаемости аэропорта может составить 10 лет. При плохом (1-1,5 миллиона пассажиров в год) — интересного туризма не будет, и объект сможет окупиться минимум лет через 15. Но при удачном стечении обстоятельств на аэропорт может быть сделана и существенная скидка. Причем это может произойти в ближайшее время. Часть средств, которые отдали структуры Дерипаски, государство планирует пустить на компенсацию своих затрат по реконструкции аэродрома в Сочи. А это без малого 2,8 миллиарда рублей. В сентябре Росавиация провела тендер на выбор подрядной организации, которая будет осваивать внушительную сумму. Структуры БазЭла тоже участвовали в этой «битве», но победа досталось сербской компании «Путеви ужице». Правда, радоваться сербам пришлось недолго. На прошлой неделе Росавиация объявила о намерении расторгнуть контракт генподряда. Решение чиновники обосновали медленными темпами работ. Теперь предстоит выбрать нового генподрядчика. Можно предположить, что если победителем нового конкурса окажется РАИНКО, то курортный аэропорт обойдется Дерипаске несколько дешевле аукционной цены. Правда, для этого строителям придется изрядно попотеть. По словам заместителя полпреда в ЮФО Александра Починка, первые международные авиалайнеры аэропорт «Сочи» должен принять уже в следующем году.
Справка «ЮР» ФГУП «Аэропорт Сочи» основано в 1946 году на базе военного аэродрома. Ежегодно принимает более 1,25 миллиона пассажиров. После удлинения и расширения взлетно-посадочной полосы, завершения строительства терминала сочинский аэропорт сможет стать одним из крупнейших в стране, получит высшую категорию ICAO по приему всех видов воздушных судов в трудных метеоусловиях. Планируется, что ежегодно он будет принимать от 3 до 5 миллионов пассажиров в год. Комментарий «ЮР» Олег Пантелеев, руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт»: — Продажа аэропорта — вполне разумный шаг. Бизнес всегда более эффективно управлял аэропортовым хозяйством, и во всем мире крупнейшими аэровокзалами владеют коммерческие компании. Нет ничего страшного и в том, что в регионе появился крупный монополист. Как альтернатива остается еще не принадлежащий ему аэропорт в Ейске. Но, как мне кажется, на этом рынке конкуренция не нужна. В Англии, например, все 5 основных аэропортов принадлежат одной компании, что позволяет избежать излишней конкуренции и повысить уровень сервиса. К тому же, остается всегда аналоговые виды транспорта: железнодорожный, автомобильный. Константин Сеничкин, начальник управления по контролю и надзору на транспорте и в области связи ФАС России: — Аэропорты — сами по себе субъекты естественной монополии, поэтому не может быть речи о том, что кто-то может монополизировать эту отрасль. Аэропорты, как правило, не конкурируют между собой (за исключением Москвы, где сразу три городских аэропорта борются за авиакомпании). Если человек хочет полететь в Краснодар, то он полетит в Краснодар, а не, предположим, в Геленджик. Мне кажется, что нет ничего страшного в том, что четыре кубанских аэропорта окажутся в руках одного инвестора. Это не приведет к ограничению конкуренции. Что касается аэропорта города Сочи, то наша служба рассматривала заявки всех компаний, пожелавших принять участие в торгах. Эти структуры не были связаны между собой, и мы не усмотрели при проведении аукциона никаких нарушений антимонопольного законодательства.
Татьяна СЕРБИНА
|
|