|
Спецоперация «Образование» из года в год дает богатый улов нечистых на руку преподавателей. По признанию представителей МВД, «поймать» несложно, а вот предъявить обвинение во взяточничестве — намного труднее. Термин «коррупция» применяется, как правило, к государственному аппарату, правительственным и муниципальным чиновникам. В высшем же образовании взяточничество — скорее проявление «новейших теневых» экономических отношений. Преподавателю нужен дополнительный доход, а учащемуся бывает легче отдать некоторую сумму, чем проводить бессонные ночи за зубрежкой. Сумма взятки за поступление зависит от множества причин. Первая — рейтинг вуза. По опросу преподавателей, проведенному Фондом общественного мнения, среднее «пожертвование» за поступление в престижный московский вуз составляет 26 тысяч рублей (около $900). Данные от абитуриентов несколько иные — в обычных столичных альма-матер дают по 119 тысяч рублей ($4 тысячи), а в престижных — 183 тысячи рублей ($6 тысяч и больше). В большинстве регионов (ЮФО не исключение) коррупция подчиняется математическому закону: размер взятки за поступление равен 5,5 размера среднемесячного подушевого дохода семьи. Цена растет там, где нет конкуренции со стороны частных учебных заведений. Этим объясняется, например, высокий ценовой порог в медицинских вузах, явно не соответствующий скромным зарплатам медиков. Немалое значение имеет и специальность. Самые затратные — «менеджмент и экономика», «юриспруденция», «машиностроение», «энергетика», «газовая и нефтехимическая промышленность», «информационные технологии и телекоммуникация», модная «реклама». Не совсем котируются «физика», «география», «математика» и гуманитарные специальности. Сумму мзды определяет пол абитуриента (с мальчиков берут на 30% больше, гарантируя шанс избежать армии), финансовое положение родителей (с богатых могут взять двойную цену) и место жительства абитуриента (выходцы из республик СНГ платят вдвое больше).
КОММЕНТАРИЙ «ЮР» Заведующий отделом социологии Фонда ИНДЕМ Владимир Римский: — Взятки — это мелочь, по сравнению с тем масштабным разрушением системы образования, которое мы сейчас наблюдаем. Пока студенты будут получать образование для повышения своего социального статуса или поддержания престижа, а не ради знаний, пока социальный статус и материальное положение профессора будет ниже статуса и положения учащегося — никаких изменений не будет. Мне неизвестны случаи реальных наказаний профессоров за взятки. Так что исключительно юридический подход к борьбе с взятками неэффективен. Главные методы— открытость учебных процессов для гражданского общества и реальность обучения. Не можешь учиться — не будешь, сколько не плати. Ректор Дагестанского государственного университета Омар Омаров: — Высшие учебные заведения не находятся в каком-то оазисе. Если коррупция существует в России, значит, она будет существовать и в вузах. И ДГУ не является исключением. У нас 1500 преподавателей, большинство из них — честные порядочные люди, на факультетах физики, математики, биологии, химии, филологии. В основном элементы коррупции связаны с юристами и экономистами. Человек 50 — все знают кто они и что они. Мы специально создали управление, которое проводит анонимный опрос студентов. После каждой сессии просматриваем все полученные анкеты, и комиссия ученого совета обсуждает пофакультетно людей, которые попали в списки неблагонадежных, приглашаем их, разбираемся. Конечно, стараемся избавиться от такого народа. Но бывало, этот преподаватель возвращался к нам же. Он обращался к какому-нибудь более солидному нашему руководителю — и поступал сверху устный указ — «взять». У нас ведь на Северном Кавказе очень развиты родственные отношения. Но все равно нельзя говорить, что интеллект, сосредоточенный в высших учебных заведениях, коррумпирован. Если мы хотим создать нормальный средний класс — нужно поднять интеллект на нужный уровень, оплачивать его нормально. Сегодня уборщица, работающая в мэрии, получает больше, чем профессор. Если же поймали кого-то за руку, то нужно строго спрашивать, а не так, как сейчас: поймали — и отпустили. Ректор Кабардино-Балкарского государственного университета Барасби Карамурсов: — У нас нет вступительных экзаменов как таковых, к нам приходят с баллами по ЕГЭ. Наше дело не ошибиться в двух моментах — в ранжировании в целом, в порядке общего конкурса когда поступают, и в проверке документов, дающих возможность попасть в число льготников. Таким образом, при приеме, если бы даже кто-то и захотел, нет возможности нагреть руки. Мы внедрили практику, когда на итоговых аттестационных мероприятиях председательствуют известные ученые, педагоги из других городов, не ближе Ростова. Кроме того, по «сложным» дисциплинам мы приглашаем экзаменаторов из других вузов. Также с 1 сентября мы переходим к системе зачетных единиц, по которой студент выбирает курс, преподавателя и последовательность изучения этой дисциплины. Обязательный пункт этой системы таков: преподаватель, который провел семестровый или годовой курс, не принимает экзамен, принимает другой. По решению ученого совета на экзамене обязательно должен присутствовать ассистент, назначенный кафедрой. Так что мы самостоятельно и системно боремся с коррупцией. Стараемся свести это явление к минимуму. Но главное, надо бороться с причиной, а не с проявлением. Если бы хоть кто-то прислушивался к ректорам, к тому, что они говорят — было бы меньше проблем. Назначение ректоров сверху только ухудшит ситуацию.
Светлана ЛУКЬЯНЧИКОВА
|
|