ПОЛИТИКА
Вертикаль власти
Утечка информации
Наше мнение
Для служебного пользования
Коридоры власти
Детектор правды
Партия власти
Тема номера
Рычаги влияния
Дебаты
Специальный репортёр
Без Комментариев

ЭКОНОМИКА
Обзор рынка
Рейтинг компаний
За компанию
Нацпроекты
Деловой климат
Рейтинг
Паблисити
Цена вопроса
Правила игры
Наш прогноз

ОБЩЕСТВО
Наше расследование
Наше дело
Наши люди
Наши деньги
Личное дело
Наша жизнь
Наш взгляд
Власть закона
Вокруг ЮФО
Южная неделя

КУЛЬТУРА
Наша культура

СПОРТ
Новости спорта
Мужские игры



ГЛАВНАЯ     ПОЛИТИКА     ЭКОНОМИКА     ОБЩЕСТВО     КУЛЬТУРА     СПОРТ   

Золотые отходы

Категория: Экономика, Нацпроекты  |  автор: admin
Вечное топливо Альтернативные источники энергии активно применяются в развитых странах. Доля биотоплива в этом балансе превышает 30%. Для нашей страны мировой бум на биотопливо выгоден. Именно Россия ежегодно производит 15 миллионов тонн биомассы, пригодной для энергетического производства, перерабатывая почти 800 миллионов тонн древесины, 250 миллионов тонн сельскохозяйственных отходов, 70 миллионов тонн лесных отходов, до 60 миллионов тонн твердых бытовых отходов и 10 миллионов тонн канализационных. Российские отходы могут, при умном распоряжении, стать российскими доходами. Для сельскохозяйственного ЮФО особо актуальны были бы биотопливные производства, основанные на переработке растительных и животноводческих отходов. Если бы не одно «но». — Биогазовые установки (производство биотоплива из отходов животноводческих комплексов) не могут строиться без господдержки и возмещения денег, потраченных на решение экологических вопросов, — уверяет «ЮР» Сергей Перегудов, представитель компании «Биокомплекс». — Их цена — сотни тысяч евро. Если исходить из таких цифр — рентабельность производства мяса свинины, птицы повышается максимум на 2%. А время окупаемости затрат на мясопроизводство затягивается. Производителю это не выгодно. Сельскохозяйственникам Юга России (Кубань, Ставрополь, Дагестан) лучше заниматься выращиванием рапса, как сырьевой культуры для производства биоэтанола. Наши первопроходцы В мире рапсовый клин за последние несколько лет увеличился в два раза и сегодня составляет уже 22-24 миллиона гектаров. Две трети посевов сосредоточены в Индии, Китае, Канаде. Рапс в почете во Франции, Великобритании, Чехии, Дании, Финляндии, Польше. Государственные биодизельные программы приняты в США, Франции, Австралии и Бразилии. Поскольку в перспективе применение биодизельного топлива в Евросоюзе намечено увеличить до 12 миллионов тонн, спрос на него, скорее всего, будет расти. Хотя рапс — озимая культура, не характерная для России, урожай зависит от того, как она переживет зиму. Замерзнет рапс — не будет закупок, и фермер прогорит. Более выгодным делом в Европе является переработка рапсового масла в топливо, более трети урожая рапса идет именно на эти цели. В США существуют 95 таких заводов, строятся еще 34. При этом государство субсидирует 80% затрат на строительство новых производств по получению этанола. В январе 2006 года немецкие инвесторы заявили о планах построить в Мостовском районе Краснодарского края завод по переработке рапса. Конечный продукт — рапсовое масло — будет поставляться в Германию для производства биотоплива. Германская сторона рассчитывала вложить около 15 миллионов евро и перерабатывать до 150 тысяч тонн рапса. Но воз и ныне там. — Местоположение строительства этого завода было определено предварительно, и сейчас площадка под вопросом, — объясняет «ЮР» ситуацию Александр Новоковский, начальник управления переработки департамента сельского хозяйства Краснодарского края. — Нужно принимать комплексные решения, где размещать посевы рапса, обеспечивающие загрузку завода. И на предварительных переговорах полгода назад мы немцам ставили одним из условий развитие сырьевой базы (техникой, семенами). Они решили обсудить эти вопросы и принять решение. В апреле этого же года волгоградская компания «Випойл» заявила о том, что собирается построить завод мощностью до 300 тысяч тонн этанола в год. Стоимость проекта предварительно оценивается в $250-500 миллионов (в зависимости от окончательной оценки мощности). Сырьем для производства будет служить зерно низкого класса. Но и здесь не все гладко. — Есть немало препятствий для реализации нашего проекта, — рассказывает «ЮР» Евгений Чепрасов, сотрудник «Випойл». — Хотелось бы, конечно, чтобы со стороны государства была хоть какая-то поддержка. Вот в Казахстане такой завод строился под государственным крылом. Мы же пока идем как первопроходцы. А ведь Юг России является сырьевой базой для такого производства, можно было бы развернуться и получить прибыль, потому как потребность в биотопливе в Европе и США с каждым годом возрастает. Постоянно принимаются новые законы, которые обязывают производителей нефтепродуктов увеличить добавку биотоплива в бензин. В некоторых случаях — до 80% биоэтанола. Иностранцы будут снабжать Европу уже готовым биотопливом, произведенным на российской территории. Отечественному потребителю биотопливо не нужно. Может, поэтому агрохолдинг «Юг Руси» планирует построить завод по производству биологического дизельного топлива в одной из стран Европы. — Сейчас мы просто продаем сырое растительное масло, но надо двигаться дальше, поэтому через некоторое время планируем построить в одной из европейских стран завод по его переработке и производству биологического дизтоплива, — заявил президент холдинга Сергей Кислов. По его словам, специалисты компании уже рассмотрели несколько проектов — в Германии и Словении. — Российское биотопливо для внутреннего потребителя дороже, чем привычный уголь, который можно жечь, не задумываясь над экологией, — утверждает Сергей Латышев, управляющий партнер группы компании «Гринлат», занимающейся продажей биотоплива. — Да и государство в этом производстве не очень заинтересовано. Нередко инвесторы отказываются от сотрудничества из-за бешеных акцизов: если я ставлю завод по производству биоэтанола (технического спирта из растительных отходов), то буду платить с каждой произведенной тонны огромный акциз, как производитель спирта. А какой он — технический или нет — это никого не волнует. В 2012 году в Европе вообще введут обязательное для всех продающих топливо добавление 10% биоэтанола. У них в связи с киотским договором все очень строго. Существует целая государственная программа, поэтому биотопливо закупают, невзирая на то — выгодно или не выгодно это потребителю. Если уж мы об экологии не думаем, так хотя бы о прибыльности подумали. Пока же судьба российского и южнороссийского биотоплива — в руках частников. Выгодно людям лузгу подсолнечника перерабатывать — будут этим заниматься, не выгодно — никто свои капиталы вкладывать не будет. Прольется ли «золотой дождь» из федерального бюджета на отечественное производство биотоплива — неизвестно. В Комитете по аграрным вопросам Госдумы РФ о биотопливе слышали и о его роли в реализации нацпроекта по развитию АПК знают, но… — У нас нет специалиста, который мог бы вам прокомментировать вопрос по производству биотоплива в России, — Сергей Тихонков, руководитель аппарата Комитета Госдумы по аграрным вопросам в разговоре с «ЮР» очень немногословен. Божья слеза Зато специалисты, принимавшие участие в первой российской конференции по производству биотоплива (март 2006 года, Ростов-на-Дону), прекрасно знают, что нужно делать. В первую очередь, принять федеральную программу создания крупных производств биодизеля в России (с годовыми объемами в 100-200 тысяч тонн). Такие предприятия обладают минимальными издержками и будут способны конкурировать и поставлять продукцию мировых стандартов на экспорт при вступлении России в ВТО. Затем создать федеральную программу формирования рынка рапса и биодизеля, для чего ввести новый стандарт топлива для внутреннего рынка — «Б5» (смесь 5% биодизеля, 95% дизельного топлива) — и применить его на всех автозаправках. — Мы должны догнать другие страны, — убеждает «ЮР» Адриан Пузановский, член правления Аграрной партии России. — Здесь не только политические амбиции, но и экономическая целесообразность. Если для внутреннего потребителя мы будем использовать альтернативные источники энергии, то тем самым освободим для продажи газ и нефть. И получим доллары, которые, правда, и так не знаем, куда девать. Нефтяники и газовщики, лоббирующие свои интересы, должны понять, что это им выгодно. А государство — создать колпак защиты и поддержки. — Выгодно это в первую очередь самим производителям биотоплива, — резюмирует Геннадий Ванюшин, генеральный директор ООО «Югнефтьпродукт». — Тем самым они расширяют свою статью экспорта. А вот российский потребитель биотопливо покупать не будет, слишком дорого. Экологические проблемы этим мы тоже не решим. Выхлоп не зависит от качества топлива, поверьте. В те автомобили и в те автобусы, которые сейчас закупаются, вы хоть слезу божью залейте. Никакое биотопливо не поможет. Даже в Европе никого не обязывают вводить биотопливо. Евростандартный бензин («евро-4» и «евро-5») — обязывают, а биотопливо — это далеко идущие планы.

Светлана ЛУКЬЯНЧИКОВА



 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


НАШ ОПРОС НА САЙТЕ
Нравится ли вам наш новый дизайн?

Да
Нет
Нормально


ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.

ПОДПИСКА
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050

ПАРТНЕРЫ
Интерфакс

Новая газета Кубани
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ
Южный Репортер
 
Главная страница  |  Новое на сайте  |  Обратная связь  |  Карта сайта 

COPYRIGHT © 2005-2019 Южный репортер При перепечатке гиперссылка обязательна