Обеспечить самих себя
— Решение об открытии нам кредитной линии Внешэкономбанк принял 21 февраля. Деньги пойдут на создание трех заводов: производство сэндвич-панелей мощностью один миллион квадратных метров в год, металлоконструкций (15 тысяч тонн в год) и горячего оцинкования (30—50 тысяч тонн в год). Технологии для каждого из заводов нам предоставляют европейские компании.
Стоимость всего проекта — 70 миллионов евро (2,5 миллиарда рублей). В апреле, думаю, состоится закладка первого камня. Затем начнется строительство, которое продлится год и четыре месяца. Запускаться производства будут с разницей 1,5—2 месяца.
Все предприятия будут расположены в Октябрьском сельском районе. В Ростовской области предусмотрено создание шести промышленно-экономических зон, в том числе в этом районе. Но пока никаких документов, что Октябрьский район получил этот статус, у нас нет.
— На каких условиях открыта кредитная линия?
— Срок кредита — шесть лет, банк финансирует всю сумму под залоговое обеспечение, первый транш должен быть в апреле.
— А каков диапазон процентных ставок?
— (Вздыхает). Повысили. Три раза заседал кредитный комитет. Конечно, получилось дешевле, чем в других банках. Но мы же строим новое производство, создаем рабочие места, надеялись получить средства под 9—10% годовых.
— Ранее планировали начать строительство в середине 2007 года. Почему сроки перенесены?
— Ситуация в банковском секторе повлияла: денег нет. Поверьте, я боролся за этот проект очень долго, были моменты, когда хотелось остановиться. Но все же благодаря ВЭБу мы продвинулись.
— Компания «Металл-Дон» специально создана под проект?
— «Металл-Дон» — это работающий завод, бывшее предприятие «Ростовугля» — Шахтинский ремонтно-механический завод (ШРМЗ). Купили его два-три года назад с огромными долгами, специально под свой проект. Сейчас здесь работают 120 человек, производит немного — до тысячи тонн металлоконструкций в год. Заказы есть, вот «Ашан» что-то заказал.
— Как соотносится проект по стройматериалам с производством индюшатины?
— Он вписывается в нашу концепцию: свои стройматериалы помогут увеличить объем производства индюшатины.
Сейчас производительность птицекомплекса «Евродона» 11,2 тысячи тонн мяса в год, планируем увеличить производство до 30 тысяч. Так что нам надо строить, строить и строить. Если металлоконструкции здесь можно найти, то сэндвич-панели и горячую оцинковку везли из-за границы. В Италии, говорят, на небольшой территории работают 18 заводов по производству сэндвич-панелей, в России — всего два-три. В Польше около 60 заводов по горячему оцинкованию, в России — 8. И получается, что сегодня дешевле привезти материалы оттуда и растаможить, чем купить в России.
— Насколько дешевле?
— Примерно на 25%.
— «Евродон» будет единственным потребителем материалов?
— Около 40% продукции мы будем сами потреблять, остальное поставлять на рынок. Предварительные договоренности уже есть.
— Если Октябрьский район получит статус промзоны, соответственно, у резидентов будут преференции.
— То, в чем мы надеемся на поддержку, — это инфраструктура. Я и Владимиру Федоровичу (Чубу, губернатору Ростовской области — «ЮР») говорил: «Если вы нам поможете с инфраструктурой, мы сделаем огромное количество мяса».
Ведь инфраструктура — это же огромное бремя! 25% при создании производства «Евродон» мы потратили на это, 40 километров электросетей провели. Я что — Чубайс, чтобы держать все это на своем балансе?
Я всегда буду трубить на всех уровнях — помогите инфраструктурой.
Нужны деньги, силы и время
— Какова география продаж мяса, произведенного «Евродоном»?
— Вообще наш проект мог элементарно раствориться в Ростовской области — объем поставок не соответствует уровню потребления. Но в области реализуем только 26% объема, 44% — это Москва, 6% — Питер, 9% — Краснодар, 4% — Волгоград.
— Какова рентабельность производства?
— 20—25%.
— В какие сроки планируете увеличить объем производства до 30 тысяч тонн в год?
— Если все удачно сложится, то месяца через два получим финансирование. В течение года рассчитываем увеличить мощности. Дали бы сегодня деньги, сразу бы начали строить.
— А сколько нужно? На первую очередь потребовалось не менее 65 миллионов евро.
— Примерно так же. Только из-за повышения курса евро возможны корректировки. Сейчас консультируемся.
— А на какой стадии проект в Саратовской области?
— Мы не отказываемся от саратовского проекта, это очень интересно: если расти, то отсюда мы не охватим Поволжье и центр России.
Зарегистрирована компания «Евродон-Волга». Документы собираем, определяемся с площадкой. Все будет в Энгельсском районе, где производят стратегические бомбардировщики.
Но начинать проект без своих стройматериалов — катастрофа, мы никогда его не окупим.
— Есть еще проект по созданию родительского стада в Усть-Донецком районе?
— Бизнес-план готов. Это очень актуально, особенно при увеличении производства мяса, ведь сейчас везем яйцо из Франции. А это всегда риски.
Вообще сложный проект, с длительными сроками окупаемости. Будем кредитоваться где-то на девять лет, переговоры с Россельхозбанком уже идут. Василенко (министр сельского хозяйства Ростовской области — «ЮР») помогает. Буду к Гордееву (министру сельского хозяйства России — «ЮР») пробиваться, потому что племенному делу нужна господдержка.
Отмечу, что при создании родительского стада речь идет не столько о снижении себестоимости продукции, сколько об экономической безопасности производства и отрасли вообще. Потому что если зарубежные поставки прекратятся по тем или иным причинам, то отрасль встанет.
— Кто может стать генподрядчиком строительства всех объектов?
— У нас же есть компания «Ирдон», которая создана при строительстве птицекомплексов. Тогда израильские специалисты обучили всю команду, теперь ребята могут построить любой объект. Сейчас, например, строят свинокомплексы Варшавского (Вадим Варшавский — депутат Госдумы, совладелец компании «Русская свинина», которая реализует проекты крупных свинокомплексов в Ростовской области — «ЮР»).
— Хорошо платит?
— Не жалуемся (смеется).
— С увеличением мяса птицы вырастет объем отходов.
— Мы сейчас все отходы (перо, кровь и кости) на специальном оборудовании перерабатываем в муку, которую добавляем в корм. В перспективе построим мясо-костный завод.
Помет пока вывозим и складируем. Потом будем покупать оборудование и перерабатывать.
— Своих комбикормов хватает?
— Пока да, но при увеличении производства не хватит. На май намечена встреча с голландцами. Будем строить новый комбикормовый завод, а потом и элеватор. Для себя. Мы закупаем зерно и в этом случае будем защищены от ценовых скачков. А скачки по ценам будут однозначно.
— Тогда нужен и транспортный парк.
— Парк сам собой напрашивается, и логистика.
— На воплощение таких масштабных планов сколько денег потребуется?
— Не знаю… Много денег, много сил и много лет.
СПРАВКА «ЮР»
ООО «Евродон» создано в августе 2003 года, занимается производством мяса индейки. Производственные мощности расположены в Октябрьском сельском районе Ростовской области, включают инкубатор, зоны подращивания и выращивания, мясоперерабатывающий завод с убойным цехом производительностью 50 тонн мяса в смену, комбикормовый завод, ветлабораторию, разветвленную дорожную сеть и собственные линии внешнего электро-, газо- и водоснабжения. Сейчас мощность птицекомплекса — 11,2 тысячи тонн мяса в год.
Оксана ЛЕБЕДЕВА