|
|
|
|
|
Попасть в имидж
|
|
|
|
Деньги и риски Базисные составляющие имиджа Юга России, напрямую влияющие на его инвестиционную привлекательность, следует искать в советском прошлом. Ведь Юг — житница и здравница страны. Однако современная экономика ориентирована больше на третичную сферу (сфера услуг), науку, образование, высокие технологии. На Юге единственным регионом, попадавшим под все вышеперечисленные определения, до недавнего времени считалась только Ростовская область. Однако события 90-х годов, в результате которых рухнули все существовавшие экономические связи, а новые еще не успели возникнуть, заставили донские власти отвлечься на более насущные проблемы безработных рабочих и шахтеров. — Краснодарский край всегда был сердцем сельского хозяйства страны, а Ростовскую область считали индустриальной, научной и культурной столицей Юга. В 90-х годах Дон очень сильно пострадал, сейчас он в некоторой степени восстановился. Но если сопоставлять Краснодарский край с Ростовской областью по показателям инновационности, то Краснодар окажется впереди, — поясняет «ЮР» профессор Ростовского государственного университета Александр Дружинин, много лет занимающийся изучением имиджа регионов Юга России. В результате Ростовская область надолго исчезла из верхних строчек рейтингов ведущих российских экспертных агентств (Эксперт РА, РБК, АК&М), определявших наименее рисковые для инвесторов регионы. И смогла пробиться в десятку только в 2004-2005 годах. Из всех южных субъектов в Топ-10 в 1995-1997 годах пробивались лишь Астраханская область, Кабардино-Балкария и Краснодарский край. И только кубанцам удалось «зацепиться», с 1996 года они присутствуют в рейтингах почти ежегодно. Динамика результатов и Ростовской области, и Краснодарского края за последние годы добавляет им инвестиционной привлекательности, невзирая на общую для всего ЮФО репутацию «горячего» округа. — Я не могу сказать, что имидж нашего региона уже изменился, но он меняется в лучшую сторону, это заметно при общении с людьми за границей, — заявила «ЮР» советник мэра Ростова-на-Дону по туризму Ольга Демишина. Хлеб и зрелища Имидж житницы и здравницы сохранился за Югом и сейчас. Многие исследователи относят эти черты современного портрета Юга России к плюсам и считают, что именно они позволили краям и областям пережить события середины 90-х годов. Исключение составила Кубань, которая сумела существенно повысить свой статус. — Краснодарский край, оставаясь лидером сельского хозяйства, собирая самые крупные урожаи и развив перерабатывающую промышленность, одновременно стал очень крупным инновационным центром, — считает Александр Дружинин. По его мнению, такому рывку способствовали два фактора. Во-первых, аграрная направленность, которая позволила избежать катастрофических последствий от индустриального краха СССР. А во-вторых, рекреационная зона (которая также заносится в актив имиджа и инвестиционной привлекательности региона). Именно эта зона в последние годы активно рекламируется краевыми властями на всех уровнях, начиная от КВН и заканчивая приемами и переговорами, проходящими в летней резиденции президента РФ в Бочаровом ручье. Администрация края разработала даже специальную программу по превращению города Сочи в курорт мирового класса, венцом которой стало желание заполучить зимнюю Олимпиаду 2014 года. Если это произойдет, то, по оценкам экспертов турбизнеса, у Сочи появится возможность исполнить мечту краевых властей. — Такие крупные мероприятия, как Олимпиады, имеют продолжительный, но не моментальный эффект, — пояснила «ЮР» президент информационной службы «БАНКО» Татьяна Дмитрова. — На Афинскую Олимпиаду приехало намного меньше людей, чем рассчитывали, но уже на следующий год количество заказанных туров выросло втрое. И этот эффект длится до сих пор. То же самое будет и с Сочи. Методы и способы Самая большая проблема Юга — репутация «горячей точки». Причем так называемая конфликтность омрачает жизнь не только чиновников и бизнесменов, но и рядовых жителей ЮФО. — Консульские отделы многих посольств быстрее дадут визу жителю северных или черноземных регионов России, чем южанам. Причем даже «Иванов», если он родился и живет на Юге, имеет меньше шансов без проблем получить визу, чем такой же «Иванов», но из другого региона страны, — говорит Татьяна Дмитрова. Ростовские и краснодарские чиновники признаются: им довольно часто приходится убеждать потенциальных партнеров и инвесторов в том, что конфликтует не весь Юг России, и во многих регионах идет нормальная жизнь, а уровень этой жизни чаще намного выше, чем у соседей с севера. — Нам говорят — там же Чечня рядом! А мы карту на стол и показываем, что Чечня далеко, а у нас совсем другая история. Надо рассказывать о себе, надо показывать, что Юг разный, — поясняет «ЮР» президент Торгово-промышленной палаты Краснодарского края Юрий Ткаченко. «Инвестиционный караван» Кубани, оснащенный специальным переносным павильоном для демонстрации достижений и презентаций инвестпроектов, сопровождаемый казачьим хором на всех выставках, как в России, так и за рубежом, неизменно привлекает внимание официальных лиц и представителей бизнес-кругов. Ростовская область выбрала несколько иной способ. В Европу ездят без размаха, а переговоры ведут кулуарно. — Если тратить на участие в каждой выставке по несколько миллионов долларов, то необходимо, чтобы эти деньги «отбивались» в виде конкретных инвестиций в регион, — считает источник «ЮР» в областной администрации. — На участие в Международном рынке собственности в Каннах в марте 2006 года мы потратили около полумиллиона евро и создали продукт, который оказался интересен всем. Министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф вместо протокольных нескольких минут простоял возле нас больше получаса. По данным источника, Краснодарскому краю участие в той же выставке обошлось в 3-4 миллиона евро. Правда, ни в Ростове, ни в Краснодаре не готовы говорить о конкретных проектах, привезенных из Франции. Распределение российских регионов по рейтингу инвестиционного климата в 2004-2005гг. Эксперт РА Высокий потенциал - умеренный риск (1B) 1 Санкт-Петербург 2 Москва 3 Московская область 4 Свердловская область 5 Ханты-Мансийский автономный округ Средний потенциал - умеренный риск (2B) 6 Республика Татарстан 7 Ростовская область 10 Краснодарский край 15 Волгоградская область Пониженный потенциал - умеренный риск (3B1) 36 Ставропольский край Незначительный потенциал - умеренный риск (3B2) 54 Республика Адыгея 62 Астраханская область Пониженный потенциал - высокий риск (3C1) 68 Республика Дагестан Незначительный потенциал - высокий риск (3C2) 78 Республика Северная Осетия - Алания 79 Республика Калмыкия 82 Карачаево-Черкесская Республика Низкий потенциал - экстремальный риск (3D) 85 Кабардино-Балкарская Республика 87 Республика Ингушетия 89 Чеченская Республика Оборот розничной торговли ЮФО в январе–декабре 2005 года
Регион |
Миллионов рублей |
Январь–декабрь 2005 г. (в % к 2004 г.) |
ЮФО |
796416,6 |
116,2 |
Краснодарский край |
207935,6 |
112,3 |
Ростовская область |
194909,0 |
114,9 |
Ставропольский край |
101378,1 |
114,4 |
Волгоградская область |
99632,1 |
114,1 |
Дагестан |
90990,7 |
142,4 |
Астраханская область |
31228,9 |
108,0 |
Кабардино-Балкария |
23371,8 |
110,8 |
Северная Осетия |
17104,8 |
119,1 |
Карачаево-Черкесия |
12487,0 |
116,6 |
Чечня |
11688,8 |
116,3 |
Адыгея |
10872,1 |
113,2 |
Калмыкия |
3805,3 |
112,5 |
Ингушетия |
2701,1 |
101,0 |
СПРАВКА «ЮР»
«Имидж региона» — совокупность эмоциональных и рациональных представлений, вытекающих из сопоставления всех признаков страны, собственного опыта и слухов, влияющих на создание определенного образа». Всемирная организация по туризму
Циала ТАГАДРЯН
|
|
|
|
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
|
|
|
|
|
|
НАШ ОПРОС НА САЙТЕ |
|
|
Нравится ли вам наш новый дизайн? |
|
|
|
ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР |
|
|
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.
|
|
|
ПОДПИСКА |
|
|
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050 |
|
|
ПАРТНЕРЫ |
|
|
|
|
|