 |
Осторожно, заминировано!Пестициды (гербициды, инсектициды, фунгициды) раньше назывались своими именами — ядохимикаты. Главное их свойство — уничтожать различные формы жизни (будь то сорняки, грибки, бактерии, насекомые, грызуны). Затем общепринятым стало менее пугающее название: «средства защиты растений». Перемена названия сути не изменила — большинство пестицидов как были синтетическими химикатами с токсическими свойствами, способными нарушать жизнедеятельность организма и переходить в отравления, так ими и остались. Но зато в массовом сознании несколько притупился страх перед «мирной» химией. Лозунг «Химия должна служить урожаю!» привел к тому, что сельские хозяйства повсеместно и безоговорочно затаривались необходимыми (и не очень) дешевыми по тем временам химикатами. Советские битвы за урожай обернулись химическими «минами замедленного действия». — Скопившиеся просроченные и вышедшие из употребления пестициды — это всероссийская проблема, — утверждает заместитель председателя комитета по вопросам использования природных ресурсов и экологической безопасности ЗС Краснодарского края Олег Михайлов. — С 1985 года никто не занимался этим вопросом. Не до того было. Менялись собственники сельхозугодий, хозяйства возникали и уходили в небытие, а склады с химикатами понемногу разрушались и приходили в запустение. Тем не менее никто не отменял действие Федерального закона «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19 июля 1997 года, наоборот, уже в 2003 году в него были внесены изменения и дополнения. В этом законе все четко прописано — кто, за что и какую несет ответственность. Однако высокая стоимость утилизации (от 33 до 40 тысяч рублей за тонну) привела к тому, что дело о химикатах попросту предпочитают откладывать «в долгий ящик». В основном работа с просроченными пестицидами велась так — их либо перезатаривали и продолжали хранить в новой упаковке, либо перевозили на утилизацию на специальные полигоны (в Ленинградской и Волгоградской области). На все эти работы требовались огромные деньги, да и от перевозки пестицидов с места на место результат не менялся: ядохимикаты лежали если не здесь, так там.
Ядовитый бизнес— Мало того, что попадающие из разрушающихся бесхозных емкостей в почву и атмосферу пестициды составляли угрозу экологической системе, так еще и бизнес стали на просроченных пестицидах делать, — делится с нами своими опасениями Олег Михайлов. — Теперь же агрохимией может торговать любой, кто пожелает. Такие «горе-бизнесмены» находят бесхозный склад, вышедшую из употребления или просроченную продукцию фасуют в новые упаковки — и продают. Поэтому сейчас для нас самое главное — выявить бесхозные склады и закрепить их за новыми хозяевами. В случаях полной «бесхозяйственности» обязанность по исполнению федерального законодательства в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами ложится на плечи глав муниципальных образований. Однако не все понимают важность проблемы. В ходе работы комиссии выявили нарушения в городе Армавир, городе-курорте Анапа, Темрюкском, Кавказском, Новопокровском, Северском, Ейском и Мостовском районах. Материалы переданы в прокуратуру Краснодарского края. Уже два года ведем эту работу. Специалисты провели проверку обеспечения безопасного хранения, утилизации и уничтожения пестицидов и агрохимикатов на 1582 предприятиях всех форм собственности. Составлены протоколы, вручены предписания и выписаны штрафы на сумму более 877 тысяч рублей. — Мы понимаем, что перезатаривание и вывоз пестицидов — это не решение проблемы, — вступает в разговор руководитель НПО «Прогресс» Сергей Асаулюк. — Разработанная нами передвижная установка по утилизации — вот выход из положения. Мы уже продемонстрировали ее пилотный образец в действии. Такого устройства нет нигде в мире, оно экологически безвредно: под воздействием высоких температур до 1200-1300 градусов токсичные вещества превращаются в малотоксичные, а дальнейшая плазменная обработка их полностью разрушает. В окружающую среду выбрасываются соединения, не влияющие на здоровье людей. И, главное, утилизация просроченных ядохимикатов для хозяина будет происходить в два раза дешевле (нет расходов на транспортировку и тару). А если энергетики обеспечат льготные тарифы, то уничтожение одного килограмма пестицидов будет стоить вообще около 20 рублей. О насущной необходимости решения проблемы залежавшихся пестицидов говорят в во всех министерствах сельского хозяйства субъектов ЮФО. Точных цифр ненужных пестицидов никто назвать не может, но уверяют, что официальные данные, приводимые в различных докладах, не отражают настоящую картину. Ведь никто не считал, сколько мешков с ядохимикатами просто валяется в лесах, на обочинах дорог и закопано потихоньку в землю.
СПРАВКА «ЮР»
По данным инвентаризации, на территории Краснодарского края находится 435 химических складов емкостью 70482 тонны. В результате проверки выявлено, что 64 химических склада находятся в неудовлетворительном состоянии (безопасное хранение невозможно), 307 — в удовлетворительном, 64 — в хорошем. К началу 2006 года на химических складах края хранились 2245 тонн пестицидов с истекшим сроком давности или пришедших в негодность. Из них более одной тысячи тонн перезатарены, 856 тонн (благодаря своевременно принятым мерам) хранятся в надлежащем порядке, 74 тонны вывезены за пределы края и утилизированы. Полная инвентаризация устаревших, запрещенных и утративших свои свойства пестицидов, которых в России хранится свыше миллиона тонн, а также складов и баз их хранения, не проведена до сих пор. Предварительно известно следующее: более 24 тысяч тонн пестицидов, многие из которых являются стойкими, высокотоксичными соединениями, хранятся с нарушениями действующих правил. Наибольшее количество «химических бомб замедленного действия» скопилось в ЮФО — более 4,6 тысяч тонн. В Ростовской области 68 складов представляют собой приспособленные помещения, 18 —разрушены целиком или наполовину. Здесь в бумажных и полиэтиленовых мешках или проржавевших емкостях хранятся пестициды. Наиболее экологически опасным является захоронение пестицидов на территории АО «Вершинное» Семикаракорского района (более 50 тонн). В поверхностном слое почвы рядом с захоронением предельно допустимый уровень их содержания превышен в 20 раз, на прилегающих сельхозугодьях — в 7 раз. В источниках питьевой воды отмечена высокая токсичность, значительная концентрация серы. В районе населенного пункта Озерский, Верхне-Донского района, в результате разрушения межрайонного склада химизации тест-контроль артезианских скважин и колодцев также выявил высокую токсичность. В Астраханской области была проведена большая работа по сбору и перемещению устаревших пестицидов на спецполигоны в Самарскую и Ленинградскую области, однако остается еще 11 складов, большинство из которых либо в разрушенном состоянии, либо не паспортизированы. (Данные предоставлены «ЮР» Ольгой Сперанской, директором Программы по химической безопасности московского Центра окружающей среды и устойчивому развитию «Эко-Согласие») Предварительные данные по инвентаризации пришедших в негодность, устаревших и неидентифицированных пестицидов (в тоннах): Волгоградская область 244,5 Республика Дагестан 248,2 Краснодарский край 2497 Ростовская область 1068 Ставропольский край 164,6 Кабардино-Балкарская Республика 55,3 Карачаево-Черкеская Республика 17,1 Республика Северная Осетия-Алания 123 (По остальным регионам информации нет) Данные парламентских слушаний Госдумы и материалы рассмотрения вопросов о пестицидах в Совете безопасности РФ (2002-2004 гг.)
Светлана ЛУКЬЯНЧИКОВА
|
 |