|
|
|
|
|
Чтобы стать депутатом, не обязательно быть богатым человеком
|
|
|
|
— Александр Васильевич, ошибусь ли я, сказав, что сегодня ни один региональный орган законодательной власти не имеет реального влияния на действующего главу субъекта Федерации. — Ваше утверждение не очень справедливо. Взаимоотношения между исполнительной и законодательной властью на уровне региона прописаны подробно. Достаточно открыть наш регламент и устав — там четко написано, что и Законодательное собрание может выступить инициатором, если какие-то проблемы возникли, вплоть до выражения недоверия губернатору. Но это решается в судебном порядке. Есть длительная процедура. Так и губернатор может инициировать в случае нарушения законодательным органом Федерального закона или Конституции процедуру его роспуска. Но опять-таки через суд. — Есть «буква закона», а есть и другие вещи... — А что еще может быть? Это на что Вы намекаете? — Я говорю о таком понятии как авторитет. Насколько авторитет парламента важен для губернатора или президента республики? — Что значит авторитет парламента? Парламент — это специфическая деятельность, законодательная. И когда пытаются парламент втянуть в политику — вот это неправильно. — То есть парламент и политика — это разные вещи? — Конечно. Парламент — это чисто законотворческая деятельность. Парламент может выступать в роли политика на федеральном уровне. Федеральный парламент — это, в том числе, и политический орган. Он определяет внешнюю политику, реагирует на какие-то проявления. Парламент же региональный ни по Конституции, ни по другим положениям не обладает правом политической деятельности. Мы не можем сегодня определять ситуацию, как это делают наши партии и движения, правильно или неправильно... Что касается авторитета. Парламент всегда будет ниже исполнительной власти. По одной простой причине — исполнительная власть занимается непосредственно исполнением законов, принимает оперативные решения, связанные с финансовыми ресурсами, принимает решения, которые влияют на социальную жизнь и так далее. Но все, что касается бюджета, его расходов, обязательно согласуется с парламентом. Простой человек, конечно, не задумывается, по чьему велению принято то или иное решение. Это объективно, и с этим надо смириться. — В Ингушетии члены парламента возглавляют массовые акции протеста против действующей власти. Можно ли представить такое в Ростовской области? Это — политика? — Теоретически могу представить. Депутат выражает настроение той части населения, которая за него проголосовала. Если он сегодня возглавляет общественное движение, оппозицию, то никто ему не запрещает этим заниматься. Но я говорю о парламенте как об органе государственной власти. Один депутат — это его позиция. Но это не мнение парламента. Конечно, каждый депутат свободен выбирать политический вектор, проводить акции. Мы не можем сегодня в вину депутату поставить, что он отстаивает свои взгляды и убеждения. Для нас важнее, как он участвует в работе и голосует за те законы, которые мы считаем необходимыми. Депутат свободен в своих действиях. — Отныне глав регионов по представлению президента будут утверждать региональные парламенты. Как Вы полагаете, в Ростовской области процедура назначения пройдет «без сучка и задоринки»? — Все зависит от того, кого будут предлагать... Это ведь субъективное дело. Если вы имеете в виду действующего губернатора, то у него очень большой процент сегодня и я не думаю, что против него проголосуют. Если будет другая кандидатура предложена, то пройдет целая процедура согласований. Я не могу предположить, что это будет какой-то «крайний вариант», учитывая и значение нашей области, и сегодняшнюю ситуацию. Я не думаю что здесь кто-то, в том числе и президент, будет принимать решения радикального характера, которые будут идти вразрез со сложившейся ситуацией. За действующего губернатора большинство депутатов проголосуют однозначно. — То есть Ростовская область — «золотое сечение», по образцу которого «выравняют все регионы» Южного округа? — Да, так оно и есть. Если мы посмотрим на Юг, там совсем другая ситуация, там проблемы будут. У нас сейчас целая серия будет назначений. Среди руководителей южных регионов есть люди и по возрасту достаточно пожилые, и по работе... Не думаю, что президент инициировал новую систему лишь потому, что кому-то хочется что-то изменить. Ведь выборы, по большому счету, это самая лучшая форма. И я сторонник этой формы. Но коль скоро президент, исходя из ситуации в стране, инициировал предложение назначать глав, то это связано в том числе и с ситуацией на Северном Кавказе. Вот Дагестан: высокий уровень безработицы, высочайший уровень дотаций, достаточно зрелый руководитель. Учитывая менталитет населения Дагестана, тейповость, думаю, что там будут серьезные проблемы. Такие же проблемы в Ингушетии, в Карачаево-Черкесии. В Кабардино-Балкарии, хоть в меньшей степени, но тоже назревает. Я думаю, что президентская инициатива направлена на то, чтобы минимизировать негативные проявления, которые выборы только обострят. В любом случае, на выборах действующая власть имеет преимущество. А оставлять все в таком виде — невозможно. — Бывший генеральный директор «Таганрогского металлургического завода» Сергей Бидаш был депутатом Законодательного собрания Ростовской области до 2003 года. Сейчас он находится под следствием по обвинению в мошенничестве и растрате бюджетных средств. Вы можете дать ему характеристику? — У меня к нему претензий, когда он работал, больших не было. Он достаточно активно участвовал в обсуждении вопросов. Его позиция — отстаивание интересов бизнеса, она четко просматривалась. Может, это мое субъективное мнение, но все-таки он стоял на позиции того, чтобы областное законодательство было более либеральным в отношении определенных структур. Он обладал этим качеством, он мог лоббировать определенные интересы. Но это в рамках законодательства не считается криминалом. Сказать, что он выдвигал какие-то революционные идеи, я не могу. — Обратный путь во власть ему заказан? — У него серьезная ситуация по уголовному делу, которое ему предъявлено по невозврату НДС, там большие суммы, ведется следствие. Каким будет решение, никто не знает. — Избирательная компания в Законодательное собрание Ростовской области стоит дорого? — Нет таких критериев: дорого или дешево. Чтобы стать депутатом, не обязательно быть богатым человеком. Если у вас хороший штаб, который работает из-за хорошего отношения к вам, то им не надо платить. А если у вас нет такой команды, то, конечно, надо заплатить, чтобы собрали подписи или внести залог. А дальнейшие выборы будут проходить уже по партийным спискам. — Насчет партийных списков — это правильное решение? — Ну, как бы это сказать... Это не выстраданное решение. Люди к партиям у нас относятся индифферентно. Как только скажут слово «партия» — начинаются сомнения. ЛДПР традиционно набирает меньше десяти процентов. Им ничего не нужно делать: любые выборы хоть каждый день проводи — свои 4-5 процентов всегда в кармане! А вот больше — возможности нет. Как и КПРФ — у них есть определенная планка, которую они преодолеть не смогут при любом раскладе. Но отношение к выборам по партийным спискам до 2008 года еще изменится. Многое будет зависеть от того, как мы проведем реформу местного самоуправления, насколько люди поверят в возможность активного участия в собственной жизни. — В свете этой реформы, на сколько правильна идея укрупнения регионов? — Чем меньше деталей, тем проще управлять. Но на Юге, где очень сильны противоречия... Допустим, объединить республику Карачаево-Черкесию с Кабардино-Балкарией — тут большие проблемы. Не то, что Краснодарский край, скажем, с Адыгеей или Ростовской областью. Малые нации и народности очень щепетильно относятся к этим вопросам. Там, где сегодня идут первые шаги объединения — это естественно вытекает из ситуации, например, на Севере. Другое дело — Юг. Нужно либо целиком менять систему управления, либо дождаться, когда созреют собственные самоуправляющиеся системы. Когда абсолютное большинство вопросов, касающихся жизни людей, решается в самом регионе. Вот тогда можно идти на укрупнение.
Досье
Александр Васильевич ПОПОВ родился 9 мая 1947 года в хуторе Грачев Вешенского района Ростовской области в крестьянской семье. Окончил Таганрогский радиотехнический институт и Ростовскую высшую партийную школу. Начал свою трудовую деятельность в 1965 году на таганрогском заводе «Красный гидропресс», затем работал на Красносулинском заводе металлоконструкций и в системе «Ростовэнерго». С 1974 года по 1991 год — на партийной работе. В декабре 1991 года избран председателем Ростовского областного Совета народных депутатов. В марте 1994 года был избран депутатом, а в апреле — председателем Законодательного собрания первого созыва. С декабря 1995 года по декабрь 2000 года являлся членом Совета Федерации, заместителем председателя комитета по делам СНГ. В 1998 году избран председателем Законодательного собрания Ростовской области второго созыва, а в апреле 2003 года — третьего созыва. Инициатор создания и первый председатель Южно-Российской парламентской ассоциации, образованной в 2001 году. Доктор социологических наук, академик Академии гуманитарных наук Российской Федерации. Заведующий кафедрой реги-оноведения Ростовского государственного университета. Автор многих работ по социальным технологиям регионального управления. Александр Васильевич Попов награжден медалью «За трудовую доблесть» и орденом Дружбы. Женат, двое детей.
Елена КУЛАКОВА
|
|
|
|
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
|
|
|
|
|
|
НАШ ОПРОС НА САЙТЕ |
|
|
Нравится ли вам наш новый дизайн? |
|
|
|
ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР |
|
|
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.
|
|
|
ПОДПИСКА |
|
|
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050 |
|
|
ПАРТНЕРЫ |
|
|
|
|
|