ПОЛИТИКА
Вертикаль власти
Утечка информации
Наше мнение
Для служебного пользования
Коридоры власти
Детектор правды
Партия власти
Тема номера
Рычаги влияния
Дебаты
Специальный репортёр
Без Комментариев

ЭКОНОМИКА
Обзор рынка
Рейтинг компаний
За компанию
Нацпроекты
Деловой климат
Рейтинг
Паблисити
Цена вопроса
Правила игры
Наш прогноз

ОБЩЕСТВО
Наше расследование
Наше дело
Наши люди
Наши деньги
Личное дело
Наша жизнь
Наш взгляд
Власть закона
Вокруг ЮФО
Южная неделя

КУЛЬТУРА
Наша культура

СПОРТ
Новости спорта
Мужские игры



ГЛАВНАЯ     ПОЛИТИКА     ЭКОНОМИКА     ОБЩЕСТВО     КУЛЬТУРА     СПОРТ   

Портрет писателя на сувенирном фоне

Категория: Общество, Южная неделя  |  автор: admin
Шутки истории порой забавны, а порой, подернутые ряской государственного стиля, а ля совьетикус, не дают расслабиться и рождают странные ассоциации. В один день страна отмечала юбилеи двух Нобелевских лауреатов — 100 лет М. Шолохову и 65 лет И. Бродскому. Мы, казалось, оторвались от материка советского прошлого и движемся в сторону современной цивилизации. Но оно, это прошлое, никак не теряет актуальности: Бродскому по сей день в России нет ни одного памятника, даже бюста на малой родине, даже музея и прочего. Зато Михаил Шолохов так обласкан властью, что порой даже страшно — она ведь может переусердствовать и задушить память в своих официозных объятиях. Не говорю обо всех юбилейных мероприятиях вокруг имени Шолохова. Во всем мире очень круглые даты заботливо поддерживают звуками фанфар и сияющими лентами фейерверков. Однако, когда излишнее усердие заслоняет чувство меры и вкуса, то событие становится «от имени и по поручению» и только. Так в Ростове одновременно были открыты четыре художественных выставки (в музеях ИЗО и краеведения, в зале Союза художников и детской галерее), посвященные М. Шолохову. Выставочные блюда были приготовлены по единому рецепту: включить в экспозицию народных и заслуженных художественных ветеранов; не забыть их воспитанников; подтянуть кадры из сопредельных территорий; никакого радикализма, сплошные традиции соцреалистических времен. Все подали к столу под соусом речей о личном знакомстве мастеров с писателем: «Я себя под Шолоховым чищу…». Вытащив когда-то закупленные картины из пыльных запасников, министерство культуры ростовской области и Союз художников (представленный мастерами Курска, Ставрополя, Краснодара, Воронежа и других городов), красной нитью провели следующее — хуторяне, старые казаки, натюрморты и пейзажи с рекой, тополями, степью с цветами и ковылем. Ничто не травмирует глаз — все сладко и гладко — думать не надо. А где остальной мир? Впихнуть непростую судьбу писателя в типовые степные пейзажи и дешевые портреты, единственно, на что способны художественные творцы? Где же спрятался эпос, трагедия донского казачества? Подобное же, ковыль и гуляй-поле донских просторов пишут студенты творческих вузов на студенческих практиках. Образ Шолохова оторван и от жизни, и от культуры, и, что гораздо обиднее, от себя самого. Только на выставке в музее ИЗО насчитала девять портретов: в основном в кресле сидел задумчивый писатель с папироской. Фантазии мастеров хватило еще на символические обобщения типа: в руке держит открытую книгу с закладкой (красной гвоздикой) на фоне казаков с лошадьми и красными знаменами. «Серьезный» символизм просматривался в портрете на фоне грозовой ночи, пронзенной вспышкой молнии. Еще три портрета изображали Шолохова в красных рубахах с романтически устремленным в даль взглядом. Ну и пределов вселенского обобщения достиг С. Махоньков в двух полотнах 2005 года «Шолохов и донская степь» и «Гомер и Шолохов». Эти работы хоть развеселили: представьте каламбурную «кашу» из весьма приблизительных ликов Шолохова и якобы Гомера, на фоне скульптурных образов Зевса с титанами и донскими казаками, степью с каменными бабами и маленьким горящим огоньком на алтаре… Что имеем в результате? Эстетических откровений не то чтобы не наблюдалось (исключения редки), они и не предполагались. Цветовые решения были мало актуальны в ту пору, когда создавались выставленные полотна, и на всех выставках доминирует один — «грязный» цвет. Сонная тишина залов напрягает. Пустота. Зато рядом с выставкой Союза художников находится дверь в дверь один из университетских корпусов РГУ. Толпа студентов выставку и не замечает. Провела маленький опрос. Недоуменно поднимали глаза: «Выставка? Какая выставка?». Показываю на плакат-рекламу прямо напротив их глаз. «А, эта? И что мы там не видели?»

Наталия ЗОГРАБЯН



 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


НАШ ОПРОС НА САЙТЕ
Нравится ли вам наш новый дизайн?

Да
Нет
Нормально


ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.

ПОДПИСКА
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050

ПАРТНЕРЫ
Интерфакс

Новая газета Кубани
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ
Южный Репортер
 
Главная страница  |  Новое на сайте  |  Обратная связь  |  Карта сайта 

COPYRIGHT © 2005-2019 Южный репортер При перепечатке гиперссылка обязательна