|
Республика получила по полной РЕН-ТВ программе
На минувшей неделе Ингушетия прогремела на всю страну сразу двумя информационными поводами. Сначала Верховный суд РФ отказался запретить оппозиционный республиканским властям сайт «Ингушетия.ру». Потом обе палаты российского парламента в ответ на требование Народного Собрания Ингушетии запретить в республике еще и трансляцию РЕН-ТВ послали депутатов… прямо в суд, заявив, что ничем не могут им помочь. Кто заставил перевернуться в гробу отдел пропаганды ЦК КПСС, а также в других тонкостях борьбы за информационное пространство, разбирался «ЮР».
Ингушская помой-ка
Интерес северокавказских республик к журналистике крепчает с каждым днем. Не успел отгреметь один карикатурный скандал с принятием и последующим исключением президента Чечни Рамзана Кадырова из Союза журналистов России, как разразился другой — уже с участием властей Ингушетии. На этот раз республиканские власти дали сразу два информационных повода — потребовали запретить оппозиционный сайт «Ингушетия.ру» и избавить республику от РЕН-ТВ и ее журналистов, чьи «клеветнические репортажи» вызвали у местных депутатов «чувство крайнего негодования и возмущения». Оппозиционный сайт «Ингушетия.ру» глава республики Мурат Зязиков в разговоре с «ЮР» называл не иначе, как «помойкой». «Помойку» неоднократно пытались прикрыть. Ответ на вопрос «Действительно ли сайт разжигает межнациональную рознь?» в течение года искала даже Кунцевская прокуратура Москвы, однако фактов, подтверждающих это, не нашла. В феврале 2008 года судьбу сайта решал Верховный суд Ингушетии, куда обратился прокурор республики. Однако его иск с требованием прекратить деятельность «Ингушетии.ру» оставили без рассмотрения, посоветовав прокурору жаловаться по месту регистрации сайта. Прокурор обратился с частной жалобой в Верховный суд РФ, но и здесь не нашел понимания — дело в том, что сайт зарегистрирован в США. — Сначала сайт был зарегистрирован в Москве, — пояснил «ЮР» владелец «Ингушетии.ру» Магомед Евлоев. — Но после прихода к власти Мурата Зязикова на нашего провайдера стали «давить». Главе республики не нравилось, что мы пишем о коррупции, об убийствах в Ингушетии. Стали навещать сотрудники ФСБ, требовать, чтобы нам отказали в обслуживании. Провайдер сам посоветовал мне перейти в США — мол, от нас все равно не отстанут, будут неприятности. В полной мере оценить его совет, которому я последовал, могу только сейчас. Ни один суд на территории России не может нас запретить, поскольку мы зарегистрированы в другом государстве. Впрочем, на территории Ингушетии сайт пусть и негласно, но все же запретили — зайти на него с компьютера, расположенного в республике, нереально. А пока Росохранкультура разбирается с причинами этого непонятного явления (жалобу Магомед Евлоев подал еще в ноябре 2007 года), депутаты Народного Собрания Ингушетии пытаются запретить на территории республики еще и РЕН-ТВ.
Тейп несогласных
На минувшей неделе, после выхода в эфир фильма «Ингушетия. Тейп несогласных» (программа телеканала РЕН-ТВ «Неделя» с Марианной Максимовской»), депутаты Народного Собрания Ингушетии громогласно возмутились. За подписью лидеров всех фракций республиканского парламента в обе палаты российского парламента, а также Генпрокурору, директору ФСБ и главе МВД было направлено обращение депутатов. Репортажи РЕН-ТВ названы «клеветническими, провокационными и тенденциозными» — за ними, по мнению депутатов, «стоят силы, которые заинтересованы в расшатывании ситуации на юге России». Народные избранники потребовали запретить трансляцию РЕН-ТВ в Ингушетии, а также исключить присутствие журналистов этой телекомпании на территории республики. Руководство обеих палат российского парламента тут же указало коллегам из Ингушетии, что они обратились не по адресу — жалобщикам посоветовали сформулировать свои претензии к РЕН-ТВ и направить их в суд. — Сергей Миронов выразил уверенность, что если дать россиянам возможность закрывать телеканалы, то вскоре будут закрыты все телеканалы, — заявили «ЮР» в пресс-службе «Справедливой России», лидером которой является глава Совета Федерации РФ. Руководству РЕН-ТВ обращение ингушских депутатов напомнило донос времен СССР. «Слова и выражения, которыми написано письмо, заставило отдел пропаганды ЦК КПСС перевернуться в гробу, — сказано в официальном заявлении РЕН-ТВ. — Но главное, что депутаты Народного собрания считают нежелательным присутствие журналистов РЕН-ТВ на территории республики. Мы это уже проходили. Съемочная группа Артема Высоцкого на себе почувствовала, какой прием ожидает незваного гостя на территории Ингушетии». Напомним, что в ноябре 2007 года из отеля в Назрани люди в военной форме похитили трех журналистов РЕН-ТВ и главу правозащитного центра «Мемориал» Олега Орлова — их технично избили и отпустили. — Думаю, уже тогда власти Ингушетии дали понять, что может случиться с незваными гостями, будь то представители федерального канала или кто угодно, — заявил «ЮР» Олег Орлов. — Заметьте, нас похитили в то время, когда к республике было приковано внимание всей общественности (в ночь перед заявленным митингом протеста в столице Ингушетии). Очевидно, что нас похищали профессионалы. С гостиницы, в которой одновременно с нами проживали два командированных замминистра МВД, сняли охрану. Машина, в которой нас везли, миновала все блокпосты. Заказчики и исполнители похищения так и не найдены. По оценке Олега Орлова, на территории Ингушетии, информационное поле которой целиком формируется республиканской властью, было три независимых СМИ — «Ингушетия.ру», «Новая газета» и РЕН-ТВ. Каждое из них периодически недоступно — на сайт в Ингушетии можно зайти только с мобильного телефона, тиражи газеты порой таинственным образом исчезают по пути в республику, а телеканал пропадает с экранов вместе с электричеством, которое отключают в самый интересный момент.
Инга ПЕЛИХОВА
|
|