|
Ростовская область
Депутаты областной думы от КПРФ и Госдумы братья Владимир и Евгений Бессоновы и однофамильцы Николай и Виктор Коломейцевы, депутат Госдумы («Справедливая Россия») Михаил Емельянов.
В сплоченном виде отсутствует: разрозненные группы правозащитников и представителей
«Другой России».
Политические страсти на тихом Дону — вещь редкая и кабинетная. В настоящее время в регионе нет групп или лиц, которые могли бы противостоять ставленникам главы администрации области Владимира Чуба в крупных городах или районах области. Для губернаторской власти не существует даже потенциальных «кабинетных раздражителей» вроде бывшего главного федерального инспектора по области Геннадия Капканова или экс-замполпреда в ЮФО Виктора Анпилогова, которого раньше «сгоряча» прочили на пост Владимира Чуба. Политическая оппозиция по итогам недавно прошедших выборов в региональный парламент осталась на обочине. Пять мандатов, завоеванных КПРФ на прошедших в начале марта выборах в региональный парламент, — скорее исключение на общем фоне, где доминирует губернаторская «Единая Россия».
Ставропольский край
Региональное отделение партии «Справедливая Россия» вместе
с частью депутатского корпуса и исполняющим обязанности спикера Государственной Думы края экс-мэром Ставрополя Михаилом Кузьминым.
Общественная организация «Единый фронт протеста» (руководит Василий Красуля, журналист
и член СПС).
На руку губернатору играет пущенная на «полный вперед» антикоррупционная кампания МВД по ЮФО. На этот раз в отношении мэра Кисловодска Виталия Бирюкова (члена «СР»), который, по словам милицейского генералитета, «тоже может находиться в составе ОПГ», куда, по мысли следователей, входят экс-спикер краевой Госдумы Андрей Уткин и экс-мэр Ставрополя Дмитрий Кузьмин. Поджимает «справоросскую» оппозицию и краевой избирком, который направил в краевой суд заявление с требованием отменить результаты прошлогодних выборов в Госдуму края и перераспределить 10 депутатских мандатов, полученных «эсэрами». Таким образом можно изменить конфигурацию парламента в пользу партии власти, даже несмотря на официально утвержденные итоги выборов. Впрочем, разгром «эсэров» вряд ли является заслугой губернатора — фигурой слабой и во многом компромиссной.
Волгоградская область
Группа депутатов от «Справедливой России»: депутат ГД РФ Олег Михеев, экс-депутат ГД РФ Александр Агеев. Мэр Волгограда Роман Гребенников.
Отсутствует.
После «уголовного краха» оппонентов губернатора экс-мэра Волгограда Евгения Ищенко и экс-спикера гордумы Павла Карева Николай Максюта смог вздохнуть свободнее. Однако позиции экс-коммуниста Максюты шаткие не только по отношению к федеральному центру, но и внутри региона. Оппозиция существует практически на всех уровнях власти. В облдуме давно «витает» законопроект от «ЕР», по которому главе региона оставляют лишь представительские функции. Останавливает «медведей» лишь отсутствие отмашки из Кремля. Неуверенность Максюты в завтрашнем дне проявилась и в том, что он «приревновал» мэра Волгограда Романа Гребенникова к своему креслу. Мэру пришлось через СМИ заявлять об отсутствии у него губернаторских амбиций.
Астраханская область
Депутаты от «Справедливой России» Александр Михайлов (облдума) и Олег Шеин (Госдума), Игорь Негерев (ранее возглавлял штаб Михаила Касьянова до его снятия с предвыборной гонки).
Профсоюз предпринимателей Астрахани «Торговое единство».
Предприниматели Астрахани, пожалуй, единственная группа людей, кто с содроганием ждет приближающегося 450-летнего юбилея города. Они ждут, что их прогонят с насиженных рынков и торговых точек, которые «портят исторический облик азиатского окна России». Протестными настроениями удачно манипулирует группа областных депутатов. В преддверии юбилея область взяла на себя много функций городской власти, а также аккумулировала часть средств, выделяемых на восстановление инфраструктуры. Это не добавляет губернатору сторонника в лице мэра города Сергея Боженова.
Краснодарский край
Отсутствует.
Отсутствует.
Опасность для сильной вертикали власти, которую выстроил «под себя» губернатор Александр Ткачев, таится в грядущей Олимпиаде. Экс-мэр Геленджика Сергей Озеров, уходя в Госдуму РФ, уже пытался создать прецедент — посадить в кресло мэра своего человека. Реакция губернатора не заставила себя ждать — Ткачев в очередной раз продемонстрировал, кто в «доме» хозяин. Однако чем ближе Олимпиада, тем больше будет появляться желающих воспользоваться грядущими перспективами бизнесменов и политиков. Вероятно, они будут также отторгнуты из власти и вообще из края, как г-н Озеров. Но есть опасность, что количество перерастет в качество. К тому же к Сочи привлечено внимание федеральных бизнес-структур, от которых отмахнуться гораздо сложнее.
Кабардино-Балкария
Сенатор Хачим Кармоков.
Группа отставленных чиновников времен Валерия Кокова, «Правозащитный центр Кабардино-Балкарии» (директор Валерий Хатажуков), лидеры ликвидированного Совета старейшин балкарского народа (ССБН).
Президенту Кабардино-Балкарии Арсену Канокову при назначении был дан своеобразный «карт-бланш» по избавлению от клановости во власти. Поэтому сейчас заменены или выключены из политической жизни практически все одиозные фигуры прошлого. Был сломлен и политический «динозавр» КБР сенатор Хачим Кармоков. Теперь он вынужден отказаться от ряда амбициозных планов, в том числе по смене Канокова. От митингов балкарского меньшинства, все чаще выдвигающего политические лозунги, пока ограждают предупредительные прокуратура и милиция. Поднимать волну негодования в приграничной республике пока никто не желает — приклеить себе ярлык «борца с коррумпированной властью», значит, в лучшем случае, просто остаться в меньшинстве.
Дагестан
Мэр Хасавюрта Сайгидпаша Умаханов, мэр Махачкалы Саид Амиров, глава Сулейман-Стальского района (экс-прокурор республики) Имам Яралиев, глава управления федерального казначейства по республике Сайгидгусейн Магомедов, глава Кизлярского района Сагид Муртазалиев.
Гитинамагомед Гаджимагомедов (глава отделения Россельхозбанка), Атай Алиев (бывший член СФ РФ), Магомедсалам Магомедов (бывший председатель Народного собрания республики), Гаджимурад Омаров (лидер партии ЛДПР в республике).
Дагестанское общество имеет очень сложную внутреннюю систему организации. Никто сейчас открыто не выступает против действующей власти, однако несколько человек из когорты бывших высокопоставленных республиканских чиновников все же имеют властные амбиции. По- прежнему сильны амбиции мэра Махачкалы Саида Амирова, правда, недавний энергетический кризис в Махачкале поставил его в положение «отыгрывающегося».
Северная Осетия
Депутат Госдумы РФ Арсен Фадзаев.
Лидер республиканского «Объединенного гражданского фронта» Виссарион Асеев, общественные организации «Голос Беслана» и «Матери Беслана».
Депутат Фадзаев активно участвует во всех интригах против главы республики, он даже пытался посадить своего человека в кресло мэра Владикавказа Пагиева (ставленник Мамсурова). Поэтому за последнее время он лишился своего бизнеса в республике, серьезно перессорился с местными элитами и, бравируя связями в руководстве «Единой России», потерял поддержку и в партии, так как «ЕР» в «осетинском противостоянии» стоит на стороне назначенного президентом главы субъекта.
Карачаево-Черкесия
Группа депутатов Народного собрания: Ислам Крымшамхалов, Ахмат Эбзеев, Казим Хубиев.
Бывший судья ВС КЧР Ислам Бурлаков, влиятельные карачаевские кланы — родственники убитых на даче бывшего зятя президента республики Али Каитова, помощник руководителя администрации президента Назир Хапсироков.
В условиях предстоящего истечения полномочий Мустафы Батдыева группа «отставленного» судьи Ислама Бурлакова не оставляет попыток навязать борьбу президентской администрации «накоротке»: то на муниципальных (Карачаевск, Черкесск) выборах, то в парламенте. Президент пока имеет лояльное ему большинство в Народном собрании и временную поддержку национальных (абазинских и ногайских) элит. Считается, что он поддержал их стремление создать свои районы в республике. Однако эти же элиты уяснили для себя, что теперь они в состоянии требовать многого — достаточно утяжелить свои аргументы проявлениями «народного гнева». По слухам, пытается решить вопрос о должности президента КЧР Назир Хапсироков.
Калмыкия
Мэр Элисты Радий Бурулов, депутатская группа от КПРФ (возглавляет Николай Очиров) и Аграрной партии.
Экс-спикер Народного Хурала Игорь Кичиков, председатель Координационного совета оппозиции, руководитель калмыцкой общины в Москве Александр Леджинов, общественная организация «Новая Калмыкия — гражданский курс» (лидер Владимир Бамбаев).
Шахматный «гамбит» Кирсана Илюмжинова», который пожертвовал парламентом (своим «ферзем»), чтобы выиграть партию («Единую Россию») у оппозиционера-раскольника Игоря Кичикова, удался лишь отчасти. Формально в новом парламенте у Кирсана Николаевича больше половины сторонников (по меньшей мере, 15 из 27 депутатов), однако в Народный Хурал под брендом «КПРФ» все же вошли самые одиозные его противники из числа «обиженных» на роспуск депутатов. Господин Илюмжинов за годы своего правления успел испортить отношения со многими чиновниками, включая мэра Элисты Радия Бурулова. Не исключено, что проверкой деятельности последнего вот-вот займутся под каким-нибудь предлогом правоохранительные органы республики.
Адыгея
Отсутствует.
Общественная организация «Союз славян Адыгеи».
Президент республики Аслан Тхакушинов приступил к поэтапной зачистке политического поля от потенциальных конкурентов. Пока он вынужден считаться с представителями адыгского эстеблишмента и уходить от вопроса по кандидатуре будущего спикера Госсовета. Противостояния с представителями исполнительной власти на местах пока исключены. Благодаря недавно принятому республиканскому закону «О неразграниченных землях в Адыгее» в республиканскую собственность попали самые лакомые куски города. Полномочия муниципальной власти оказались усечены не только экономически, но и политически.
Чечня
Нет.
Неправительственные фонды («Комитет спасения чеченского народа», грозненский «Мемориал»). Командиры батальона «Восток» (Сулим Ямадаев) и «Запад» (Саид-Магомед Какиев), газета «Чеченское общество» (редактор Тимур Алиев).
Среди наиболее влиятельных оппонентов Кадырова — командир батальона «Восток» Сулим Ямадаев и его братья. Сейчас чеченский президент консолидировал вокруг себя (в том числе и силовым путем) влиятельных чеченцев за пределами республики, которые давно ведут бизнес по всей стране. Однако, если «хватка ослабнет», оппозиции у Кадырова будет предостаточно.
Ингушетия
Отсутствует.
Группа бывших депутатов Народного собрания республики, «Мемориал» (Назрань), группа граждан республики, призывающих к активным акциям протеста, экс-депутат Госдумы Мухарбек Аушев, экс-президент Руслан Аушев, предприниматель Муса Келигов.
После «вывода за скобки» тех депутатов парламента, которые критиковали Мурата Зязикова, позиции президента в республике кажутся незыблемыми. Однако видимое отсутствие системных оппонентов может заключать в себе опасность иного свойства — невидимое обычному глазу ингушское бандподполье, возможно, получит негласную моральную поддержку своим действиям.
Личное мнение:
Оксана Гончаренко, эксперт Центра политической конъюнктуры:
— Главы пользуются тем, что центр сейчас не особо волнует, как развивается ситуация в регионах. Главное — создать видимость стабильной ситуации. Есть проблема в Калмыкии — конфликт между Илюмжиновым и Буруловым. Но федеральный центр предпочитает не вмешиваться — ждать, пока ситуация сама разрешится. Потому что альтернативы Илюмжинову пока нет. В Волгоградской области позиции губернатора Максюты неустойчивы. «Единая Россия» заинтересована в том, чтобы укрепить свои позиции в областной думе и на уровне региональной власти.
В Ингушетии недовольство политических оппонентов Зязикова направлено главным образом на него, а не на Москву.
Все договоренности, достигнутые между местными элитами и федеральным центром, связаны с Владимиром Путиным. Это касается в первую очередь всех республик Северного Кавказа. Однако ответ на вопрос, как будут поддерживаться договоренности дальше, мы сможем получить только после того, как окончательно заработает связка «премьер — президент».
Гаджимурад Камалов, директор издательства «Свобода слова» (Махачкала):
— В Дагестане нет внесистемной оппозиции, которая обладает ресурсами, достаточными для того, чтобы оспаривать место главы республики. По всей республике от семи до девяти человек видят себя президентами, однако всерьез никто претендовать на эту должность пока не может.
Александр Стризое, политолог (Волгоград):
— Какой-то действенной системной оппозиции губернатору пока не существует. Об этом говорят итоги декабрьских и мартовских выборов, на которых Волгоград и область проголосовали одинаково. То есть элиты действовали согласованно. В этой ситуации областная власть не чувствует серьезной оппозиции, однако областное руководство «Единой России» пытается реанимировать старый конфликт между областью и городом.
Евгений РАКУЛЬ, Инга ПЕЛИХОВА
|
|