Консолидация рынка аудиторских и консалтинговых услуг — общая тенденция, признают и региональные, и федеральные аудиторы. — Предприятия-клиенты укрупняются и ставят перед собой другие цели: быстрые и дешевые деньги, поиск инвесторов. Из-за этого им нужно искать себе других аудиторов, консультантов с международным именем. Тех, кого знают в Цюрихе, в Брюсселе, в Лондоне — известный бренд, — пояснила «ЮР» партнер по региональному развитию «БДО Юникон» Зоя Хайло. По ее словам, если региональные компании не хотят всю жизнь довольствоваться сегментом малого и среднего бизнеса и терять клиентов по мере их роста, они должны «быть в рынке», совершенствовать свои технологии, объединяться с крупными аудиторами. — Например, у нас отдел методологии — 15 человек, отдел контроля качества — 12. Маленькая компания в регионе не может себе этого позволить. Я считаю, что компании, которые хотят быть в рынке, войдут в крупные сетевые компании, — говорит Хайло. Директор бывшего «Центр- Аудита», а ныне «БДО Юникон Ростов-на-Дону» Ольга Тодорова тенденцию рынка признает и мнение нового партнера разделяет. — Региональной компании чрезвычайно сложно в условиях резкого движения капитала строить свой бизнес. Я как собственник заинтересована в том, чтобы моя компания жила и процветала, а не превратилась на следующий день или через какое-то время в ненужный элемент, — говорит она. Клиенты «Центр-Аудита» смену статуса компании приняли с радостью. Выяснив, что на ценовой политике изменения никак не отразятся, все высказались в духе «давно пора». Переговоры двух компаний шли с 2005 года: стороны выбирали друг друга тщательно, придирчиво оценивая будущего партнера. — Крупная компания, которой является «БДО Юникон», обладает мощным интеллектуальным ресурсом, что очень важно для наших клиентов. Сочетание стремления к совершенству с мощной интеллектуальной базой и стало основным критерием при выборе партнера, — рассказывает Тодорова. Не последнюю роль сыграла и готовность делиться знаниями с региональным партнером: в «БДО Юникон» действует проект «Обучение и стажировки», предполагающий обучение как в Москве, так и на месте. По словам Хайло, через полтора-два года ростовские аудиторы должны стать специалистами по международным стандартам финансовой отчетности, способными самостоятельно трансформировать отчетность клиента в соответствии с МСФО, провести аудит на должном уровне. Помимо бренда, опыта и интеллектуального ресурса, компания «БДО Юникон» дает своим региональным представителям и новых клиентов. — Региональный партнер уже получил от нас не одного клиента и будет получать в дальнейшем, — обещает Хайло. Те клиенты, которые собираются строить свой бизнес на юге России, будут передаваться в южные офисы — «БДО Юникон Аудит Альянс» (Краснодар) и «БДО Юникон Ростов-на-Дону». — Если потребности нашего бизнеса продиктуют нам такую необходимость, то мы и дальше будем наращивать свое присутствие в ЮФО. Здесь очень много достойных компаний. Мы должны на них посмотреть, проверить, попробовать взаимодействовать, — говорит Хайло. В ЮФО через региональных партнеров уже присутствуют KPMG, RSM International, Nexia International CIS, присматривается к южным клиентам Consulko.
Евгения КОЧЕТОВА