Тройственное решение Поскольку решение Александра Черногорова об отставке членов правительства было обнародовано после его отъезда в США (он вошел в состав правительственной делегации), комментарии главы получить не удалось. Официальных сообщений по этому поводу тоже оставлено не было. Однако источники «ЮР» в краевом правительстве помогли прояснить ситуацию. По мнению одного из них, решение Черногорова было вынужденным. — У губернатора всегда были проблемы с командой. Мартовский проигрыш «Единой России», ведомой на выборы в краевую думу самим губернатором, стоил кресел восьми членам правительства, которые курировали кампанию «медведей» в районах Ставрополья. Тогда губернатору удалось отстоять своего друга, министра здравоохранения Сергея Вардосанидзе,— заявил источник «ЮР». — Нынешняя чистка связана скорее всего с переходом полпреда в ЮФО Дмитрия Козака на пост министра регионразвития РФ. Все говорят о новом импульсе в работе центра с регионами, и самим регионам рекомендовано избавиться от «слабых звеньев» в исполнительной власти. Все трое «отставленников» считались ближайшими соратниками губернатора. По некоторым данным, Александр Черногоров — троюродный брат губернатора, а Федор Бармин — не самый дальний родственник бывшей жены Александра Леонидовича. По мнению экспертов «ЮР», их можно условно назвать «слабыми звеньями». Борьба новичка во власти Александра Черногорова с незаконной, по его данным, застройкой Ставрополя была безуспешной. Федора Бармина обвиняли в том, что на посту министра по массовым коммуникациям он полгода не перечислял деньги «районкам», зато отреставрировал здание своего ведомства. Подобные нарекания хоть и попахивают популизмом, но все же служили оппозиции Черногорова поводом поговорить о плохой работе правительства. С «непотопляемым» министром здравоохранения Сергеем Вардосанидзе ситуация иная. Он был другом семьи Черногоровых, помогал губернатору с лечением его матери и, говорят, за символическую цену продал его родителям недостроенный дом. — Вардосанидзе болен сахарным диабетом. Однажды делал себе инъекцию прямо во время заседания, — заявил «ЮР» журналист одного из местных изданий. — Нельзя без боли смотреть, как чиновник, отчитываясь перед коллегами, буквально обливается потом. Возможно, он ушел по состоянию здоровья. Однако, по словам вице-губернатора края Анатолия Воропаева, Сергей Вардосанидзе, в отличие от своих коллег, был уволен. — Бармин и Черногоров написали заявления по собственному желанию. Уверяю, что они получат не менее ответственные посты, но какие — сейчас говорить пока рано, — заявил он «ЮР». — Причины отставки Вардосанидзе может комментировать только сам губернатор.
И снова серый кардинал В Госдуме Ставропольского края, находящейся в открытой оппозиции к губернатору, склонны считать, что за этими отставками, как и за предыдущими, стоит вице-губернатор Анатолий Воропаев, который последовательно убирает из коридоров власти «чужаков» и расставляет свои фигуры. — Воропаев обладает неограниченным влиянием на губернатора и комплектует в коридорах власти свою команду, — заявил «ЮР» вице-спикер краевой Госдумы Михаил Кузьмин. — Но все же чисто по-человечески непонятно, как губернатор пошел на отставку своего друга Вардосанидзе. К работе этого чиновника не было претензий даже у оппозиции. О решении Черногорова тот узнал в кардиологическом отделении ростовской больницы, где сейчас и находится. Краевая дума будет биться за то, чтобы оставить его на посту министра здравоохранения. Между тем битва депутатов с Воропаевым пока в пользу первых. Новый Устав края, в котором стараниями краевой Госдумы упразднена должность вице-губернатора, подписан. Причем самим Воропаевым, который исполнял обязанности губернатора, пока Черногоров лежал в больнице. Формально он может быть назначен заместителем губернатора — по данным «ЮР», между воюющими ветвями власти даже была заключена такая договоренность. — Мне все равно, как будет называться моя должность, меня интересуют объем полномочий и задачи, которые будут передо мной стоять,— признался «ЮР» Анатолий Воропаев. Однако кандидатуру на должность заместителя губернатора по новому Уставу должна согласовать краевая дума. По данным источника «ЮР» в краевой думе, депутаты вряд ли на это пойдут — Воропаеву скорее всего предложат один из освободившихся после последней отставки постов. На что, в свою очередь, вряд ли пойдет Воропаев, ведь круг его полномочий неизмеримо сузится. — Мы не для того подписывали спорные документы, в том числе новый Устав края, чтобы опять возникали споры, — заявил «ЮР» вице-губернатор. — Если законодательная ветвь власти края нарушит наш джентльменский договор и снова станет на путь сутяжничества, ни к чему хорошему это не приведет. Из исполнительной власти Ставрополья я уйду только по решению губернатора, а он ничего подобного мне не предлагал. Мы готовы к действию и противодействию. Анатолий Воропаев надеется, что краевая дума «проявит благоразумие и гражданскую позицию», а депутаты заявляют, что без вмешательства федерального центра снова не обойтись (в сентябре Дмитрий Козак, будучи полпредом в ЮФО, прилетал на Ставрополье, чтобы помирить воюющие ветви власти, прогремевшие судебными «разборками» на всю страну — «ЮР»). К какому решению придут оппоненты, станет ясно в начале ноября на заседании краевой думы.
P.S. Когда верстался номер, стало известно, что новым министром здравоохранения края назначен Юрий Комаров, до того занимавший пост первого зама исполнительного директора краевого фонда ОМС. Начальником краевого управления по строительному надзору — Андрей Куликов, директор строительной холдинговой компании «Монолит».
Инга ПЕЛИХОВА