По сообщениям информагентств, на очередном заседании правительства Чеченской Республики в Грозном президент Рамзан Кадыров сделал замечание женщинам-госслужащим по поводу слишком открытых нарядов. И потребовал от чиновниц соблюдения морально-этических норм чеченского народа. В пресс-службе президента информацию о «борьбе за скромность женщин-госслужащих» «ЮР» не подтвердили. — Рамзан Кадыров всегда заботится о нравственном облике своего народа, особенно подрастающего поколения, — уверяет Лема Гудаев, руководитель пресс-службы. — А о вайнахских традициях чеченскому народу напоминать не нужно, мы их чтим. Поэтому президенту не нужно что-либо запрещать сверху, вводить для кого бы то ни было ограничения в одежде. Ни о каком дресс-коде не может идти речь. Нужно напомнить, что в сентябре прошлого года Рамзан Кадыров уже обращал внимание на облик современной чеченки. Тогда поводом к призыву вернуться к традициям отцов стал случайный любительский ролик фривольного содержания в мобильном телефоне («ЮР» №39 от 23 января 2006 года — «По законам гор»). Не прошло и года, как о «вайнахских» традициях вспомнили еще раз, а некоторые СМИ домыслили проблему до уровня введения в Чечне дресс-кода для госслужащих.
Досье «ЮР»
Мысль о введении «униформы» для представителей исполнительной власти не нова. Инструкции, содержащие требования к внешнему виду госслужащих и рядовых ходоков, в том или ином виде существуют в ряде российских регионов. К примеру, пензенским чиновникам вменяется в обязанность «иметь опрятный внешний вид, носить одежду и обувь классического стиля, неяркой расцветки». В Тюмени в распоряжении «Об утверждении правил служебной этики» подробно описано, как должны выглядеть муниципальные служащие: «не допускаются слишком обтягивающие и слишком короткие юбки, разрез которых заканчивается выше десяти сантиметров над коленом, прозрачные, имеющие глубокое декольте, слишком короткие или слишком обтягивающие блузки». Также строго-настрого запрещается оголять живот, плечи, спину. Но в июне этого года за джинсы и мини-юбки вступилась прокуратура Самарской области, опротестовавшая в суде решение местных чиновников о введении дресс-кода в здании регионального правительства. Прокуроры сумели доказать, что инструкция противоречит действующему законодательству.
Комментарий «ЮР»
Руслан Ямадаев, депутат Госдумы РФ от Чечни: — Единственно чем отличаются вайнахские женщины от европеек — платок. А в остальном наши женщины и в Чечне, и в Москве одеваются в современных традициях. Рамзан Кадыров сам одевается по-европейски, и я, и наши сестры, жены. Речь шла не о дресс-коде в вайнахских традициях, а об обычном требовании, чтобы на рабочем месте люди выглядели красиво и по-деловому. Не надо передергивать. Игорь Баринов, депутат Госдумы РФ, член Комиссии по депутатской этике: — Внешний вид госслужащих законодательно нигде не прописан, все эти инструкции — плод деятельности местных властей. Хотя люди могут воспринять это как нарушение прав человека и ограничение его свободы. В Свердловской области после введения дресс-кода в Законодательном собрании один депутат стал демонстративно ходить на заседания в яркой рубашке и джинсах. Должна быть просто внутренняя дисциплина и этика самого человека, всему есть свое время и место. Что касается женщин… Они сами чувствуют грань, которую нельзя переходить. Вот посмотрите на Татьяну Голикову (новый министр Минздравсоцразвития) — на нее приятно посмотреть, ее появление украшает стены Госдумы, радует глаз. Хотя Жириновский периодически и возмущается внешним видом думских женщин, и требует — белый верх и черный низ. А уж чеченки столько натерпелись за годы войны, что не нужно загонять их в жесткие рамки.
Светлана ЛУКЬЯНЧИКОВА