|
|
|
|
|
Не святые образа
|
|
|
|
Всем на показНе всем губернаторам удается попасть на центральные телеканалы. В прошлом году, по результатам выборочных исследований фонда «Общественное мнение», главными героями сюжетов на «Первом» и РТР, в течение трех исследуемых месяцев, становились 8 глав регионов ЮФО, причем большинство, за исключением ныне покойного президента Чечни Ахмада Кадырова, ныне здравствующего краснодарца Александра Ткачева и недавно отставленного президента Северной Осетии Александра Дзасохова, мелькали лишь 1-2 раза. Чаще всех можно было увидеть Александра Ткачева. Его даже по трем параметрам (лояльность Владимиру Путину, а не только Кремлю; наличие собственного влияния и ресурса; признание со стороны СМИ) включили в «большую восьмерку» самых влиятельных глав регионов России. Совсем не мелькнули на центральных телеканалах за исследуемый период ростовский, астраханский и волгоградский губернаторы — Владимир Чуб, Александр Жилкин и Николай Максюта, а также президенты Кабардино-Балкарии и Адыгеи — Валерий Коков и Хазрет Совмен. В печатные издания попасть оказалось гораздо проще. Но опять же лидером по количеству «попаданий» в центральные и региональные СМИ из действующих губернаторов стал кубанский — в среднем, в месяц Александр Ткачев умудрялся фигурировать в 330 публикациях. Самым непопулярным из «чертовой дюжины» глав ЮФО оказался президент Адыгеи Хазрет Совмен — в среднем 1 публикация в день. Но зато в этом году Хазрет Меджидович с лихвой наверстал упущенное: из-за скандала с главным федеральным инспектором Анатолием Одейчуком, роспуском республиканского парламента и слишком громкого нежелания объединяться с Краснодарским краем, он настолько часто мелькал во всех СМИ, что ему мог бы позавидовать и сам Ткачев. Вот только такая публичность вряд ли добавляет популярности, хотя скандальный имидж формирует безусловно.
Лицо с «макияжем»У каждого из глав регионов ЮФО существуют личные представления об идеальном руководителе. Вероятно, из этих соображений первые лица и пытаются создавать свой образ. Астраханский губернатор Александр Жилкин, например, ориентируется на американский тип открытого и своего «в доску» парня. Он единственный из руководителей, на чьем официальном сайте выложена подробнейшая история любви и супружества, семейные фотографии, а также увлечения и хобби. По собственному признанию, в регионе губернатор бывает максимум полтора суток в неделю, все остальное время проводит в Москве, налаживая контакты с руководством страны. Такой метод работы Жилкин называет «атакой кабинетов». Отношение центра к своему региону считает «очень внимательным», а отношения с федеральными руководителями называет «такими, как бы несколько дружескими». Однако, несмотря на «атаку» и на огромное количество интервью и публикаций в местной прессе, Жилкин мало известен за пределами своей вотчины, хотя иными заявлениями, типа, Петр I из Астрахани хотел сделать Северную Венецию, забавляет питерскую общественность. Ростовский губернатор Владимир Чуб по различным рейтингам считается влиятельным и очень осторожным политиком. У него самая длинная официальная биография и внушительный перечень наград, званий и поощрений. Опытный управленец, он хорошо чувствует пульс Кремля, и после переназначения начал ломать прежде всего собственную же политику «не высовываться» — теперь он позволяет себе во всеуслышание критиковать собственных заместителей и министров. Девиз ставропольского губернатора Александра Черногорова: «Губернатором стать сложно, но остаться им намного сложнее!» Время от времени он «зажигает» (в день рождения садится на комбайн и молотит зерно, бегает по парку и т.п.) и регулярно кого-то поздравляет: телеграммы жителям края рассылает пачками. Призывает прессу писать о тружениках. Эдакий пионер, первым берется реализовывать все нововведения центра, правда, не всегда удачно (с законом «О местном самоуправлении» накладочка вышла). Кубанский губернатор Александр Ткачев активно позиционирует себя как успешного молодого руководителя — дважды он становился Персоной года, по версии различных общественных организаций. Постоянно общается с молодежью. Поклонники даже создали его неофициальный сайт. Правда, как показывает жизнь, далеко не всякую молодежь он приветствует, а только правильную — из «Наших», молодежные же лагеря левого толка на Кубани «зачищают». Волгоградский губернатор Николай Максюта, несмотря на неприличный нынче «красный окрас», становился победителем в номинации «Губернаторский стиль», который проводил журнал «Лица». Позиционирует себя как хозяина сельскохозяйственного региона — любит фотографироваться в полях со снопами пшеницы в руках. Годовой доход золотопромышленника и президента Адыгеи Хазрета Совмена превышает бюджет республики. Несмотря на девиз: «Путь к благополучию легким не бывает!», Совмен широко делится этим своим благополучием. Благодаря чему формирует имидж мецената. В арсенале титул «Благотворитель года-2003» за красноярский детдом, отстроенный на собственные средства. Однако в скромности экс-золотопромышленник не замечен — детский дом назван его именем. Как самый одиозный региональный лидер ЮФО известен калмыцкий глава Кирсан Илюмжинов. Пиар-акции у него получаются как-то походя — просто человек он необычный и амбициозный. Поиск ханских кровей в себе, строительство космодромов и шахматных городков в республике — это всего лишь самовыражение. Зато в арсенале Илюмжинова есть даже триумфальный лавровый венец… от национальной Академии наук. Как настоящему хозяину степей, даже митинги оппозиции ему на руку: мол, делайте, что хотите, а будет по-моему. Из северо-кавказских лидеров на всю страну в этом году стал известен, пожалуй, только чеченский президент Алу Алханов. Такого количества выступлений в прессе за последние полгода нет даже у Ткачева. Это легко объясняется спецификой региона. Но в отличие от коллег, Алханов пиарит в первую очередь не себя, а республику, в которой «налаживается мирная жизнь». Правда, акции не всегда удаются — широко разрекламированный рок-фестиваль «Феникс: возрождение жизни» в Гудермесе сорвался. Тогда из Южно-Сахалинска запустили чеченский «Поезд дружбы». Остальные северо-кавказские лидеры (за исключением северо-осетинского Таймураза Мамсурова, который пока не успел себя проявить) сами не формируют четко выраженный индивидуальный портрет. Пиаром пренебрегают, предпочитая оставаться закрытыми. И тогда их портрет начинает формировать суровая кавказская действительность: регулярные захваты Дома правительства в Карачаево-Черкесии создают имидж слабого Батдыева, постоянные взрывы и убийства в Дагестане – слишком прочно «прилипли» к Магомедову. В общем, если кто-то не идет к горе, она сама на него свалится рано или поздно…
Без оправыВсе вышеописанное — собирательные портреты губернаторов и президентов, которые «рисуются» ими или обстоятельствами через подконтрольные СМИ. Чтобы показать реальное лицо власти, нужны свободная пресса и телевидение. Но, как показали исследования фонда «Общественное мнение», полноценных условий для развития свободной прессы нет ни в одном регионе ЮФО. На Северном Кавказе (за исключением Чечни, которая декларирует всестороннюю открытость) повсеместно распространен авторитарный вариант советской медийной системы или «домострой»: власть или воспринимает СМИ исключительно как собственный информационный ресурс, или же препятствует в сборе, производстве и распространении информации. То же происходит в Калмыкии и Адыгее. Модель управляемой свободы развита в Краснодарском крае: против харизматичного лидера с большим бюджетом многие СМИ не могут, либо не хотят выступать. Однако развитый рекламный рынок и, как следствие, возможность выжить, дает смелым такой шанс, и независимые СМИ в регионе есть. В Ставропольском крае, Ростовской, Астраханской и Волгоградской областях переходные модели медийного рынка: условия для существования независимых СМИ есть, но на той или иной стадии работы с информацией власти им оказывают противодействие. Кстати, полпред в ЮФО Дмитрий Козак, тоже весьма активно использует пиар в достижении собственной цели. Постоянное мелькание на информационных лентах, на страницах федеральных газет и в эфире федеральных каналов, порой создает впечатление, что ДНК уж слишком внимательно относится к собственной персоне. Ни один полпред президента в стране не поминается так часто, как Дмитрий Козак. К тому же пиар полпреда как правило имеет слишком агрессивную окраску. Журналисты ведь любят жесткие заявления…
Инга ПЕЛИХОВА
|
|
|
|
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Другие новости по теме:
|
|
|
|
|
|
НАШ ОПРОС НА САЙТЕ |
|
|
Нравится ли вам наш новый дизайн? |
|
|
|
ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР |
|
|
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.
Посмотреть шоу наша раша можно здесь . Все выпуски передачи доступны на сайте ТНТ 4.
|
|
|
ПОДПИСКА |
|
|
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050 |
|
|
ПАРТНЕРЫ |
|
|
|
|
|