|
Сладкое слово «свобода» Судьбой соотечественников, заключенных в российские тюрьмы, озаботилось чеченское правительство. — Никто не собирается пересматривать все дела людей чеченской национальности, находящихся в российских тюрьмах, — поясняет «ЮР» журналистов Исмаил Дадалаев, руководитель секретариата заместителя премьера Чечни по силовому блоку. — У нас нет таких полномочий, средств и сил. Да и зачем? Среди сидельцев разные люди есть — и бандиты, и воры, и насильники, и бывшие боевики… Речь идет о пересмотре тех дел, которые предполагают необъективное ведение следственного процесса и которые попали в поле нашего зрения: заключенные писали письма, их адвокаты обращались, родственники жаловались. В этом плане мы тесно сотрудничаем с Уполномоченным по правам человека в Чечне Нурди Нухажиевым. Тем более такие случаи имели место, они зафиксированы различными европейскими организациями. Вот такие дела, мы, конечно, проверим. На родину Однако некоторые изменения в жизнь зэков чеченской национальности правительство республики надеется внести. Парламент Чечни собирается выйти с инициативой в Госдуму РФ, чтобы законодатели внесли изменения в действующий закон, который позволят этапировать выходцев из республики для отбывания наказания на малой родине. В Чечне новоселов готовы принять два учреждения пенитициарной системы: следственный изолятор и исправительная колония более чем на 800 человек в поселке Чернокозово Наурского района, а также колония-поселение в Аргуне. — По действующему федеральному закону предусматривается отбытие наказания осужденным по месту жительства для сохранения социальных связей, — поясняет «ЮР» Исмаил Дадалаев. — Но в этом федеральном законе есть оговорка, как мы говорим, специально для жителей Чечни, за исключением некоторых статей, и перечисляются все статьи, которые возникли как следствие чеченских военных кампаний: участники незаконных вооруженных формирований и другие. Наша республика — субъект РФ, все наши пенитициарные учреждения — объекты федеральной собственности. Почему чеченцы не могут отбывать наказание в тех же российских тюрьмах, но только на территории республики? Нарушаются не только права заключенных, но и их родственников — съездить на свидание к сидельцу, к примеру, в Томскую область не каждый может себе позволить. Правительство Чечни надеется, что их инициатива будет принята. Федеральный центр уже готов выделять деньги на обустройство аргунской колонии для переезда заключенных с малыми сроками. Сейчас там содержится около 120 человек. В прошлом году из центрального управления Федеральной службы исполнения наказаний деньги уже выделялись, но их вынуждены были возвратить. В послевоенное время на территории этого поселения в единственном сохранившемся здании располагалась школа. С нового учебного года школьников переведут в другое помещение, а в колонии начнется ремонт, для того чтобы разместить около 200 человек.
КОММЕНТАРИЙ «ЮР»
Александр Сидоров, руководитель пресс-службы Федеральной службы исполнения наказаний РФ: — Есть статья 73 в Уголовно-исполнительном кодексе, подразумевающая, что осужденный должен отбывать наказание ближе либо к месту проживания, либо к месту осуждения. Этот закон относится не только к чеченцам, а ко всем гражданам. Если человека осудили в Иваново, то нужно чтобы он в Иваново и сидел. Но поскольку у нас не везде есть колонии определенных режимов, — может и не так близко к дому придется сидеть. Известный случай — с Ходорковским. Если какой-нибудь чеченец осужден пожизненно, то на территории Чечни колонии для пожизненно осужденных нет. В общем, в законе такой пункт есть. Но все ли чеченцы на момент осуждения их судом проживали на территории Чечни? Если его осудили в Москве, и жил он в Москве, и зарегистрирован он в Москве, то с какой стати он поедет отбывать срок в Чечню? Также возникает вопрос — а всех осужденных евреев нужно этапировать на территорию Еврейской АО? А где чукчей держать — ведь на территории Чукотки у нас ни одной колонии нет. Скорее всего в желаниях чеченского правительства есть какие-то скрытые мотивы.
Досье «ЮР»Осужденные по статьям «Терроризм» и «Массовое убийство» выходцы из Чечни отбывают наказание в исправительных учреждениях по всей стране. Их количество в тюрьмах насчитывает десятки и сотни человек. Самые известные колонии, где содержатся террористы: • «Черный дельфин», недалеко от Оренбурга (среди заключенных этой колонии находится осужденный за убийство российских солдат в Чечне Темирбулатов по кличке «Тракторист»). • «Белый лебедь», Пермская область (здесь отбывал наказание чеченский командир Салман Радуев, который скончался спустя несколько месяцев после заключения). • «Огненный остров», Волгоградская область. Террористы также находятся в колониях под Екатеринбургом, в Бурятии, среди обычных осужденных.
Светлана ЛУКЬЯНЧИКОВА
|
|