|
В прошлый понедельник зимний курорт «Красная поляна» прекратил работу. Единственная канатная дорога, принадлежащая ООО «Альпика-Сервис», остановилась, закрылись кафе, магазинчики, точки проката. Сезон на курорте, принимающем до полутора тысяч человек в день, оказался под угрозой срыва. По весьма приблизительным подсчетам «ЮР», только один день простоя канатной дороги приносит порядка полумиллиона рублей убытков (в среднем за подъем турист платит 600 рублей). В самой «Альпике» комментировать возможный ущерб отказываются, говоря лишь, что он скорее морального, нежели материального плана. Предшествовали форс-мажору проверки, которые курировала администрация Сочи. В пресс-службе администрации края «ЮР» сообщили, что инспекция технического, противопожарного и санитарного состояния инфраструктуры проводилась перед запланированным на февраль визитом в Сочи оценочной комиссии МОК. Коснулось это как культурных, торговых, и развлекательных заведений, так и спортивных объектов. Черноморский отдел по технологическому надзору Ростехнадзора с 3 по 18 января провел комплексную проверку шести объектов из федерального списка государственного экологического надзора — это «Альпика-Сервис», «Лазурная Пик-Отель», «Газпроминвестарена», филиал «ТЭПЕК», автозаправка «Роснефти» и филиал турецкой строительной компании. Практически всем были выписаны штрафы и выданы предписания из-за выявленных нарушений. Штраф в 100 тысяч рублей выписал «Альпике» и Росприроднадзор, а пожарные вообще с 12 января запретили турфирме работать до устранения нарушений и вынесения решения в Адлерском районном суде. Неполадки на канатке фирма ликвидировала и получила разрешение на возобновление работы. Однако другие объекты «Альпики-Сервис» (точки общепита, склады по прокату оборудования) закрыты до сих пор. И, по словам одного из сотрудников компании, останутся под замком еще минимум на месяц. Наказуемая инициатива В сочинской администрации считают, что решение о приостановке деятельности «Альпики» было принято после того, как сотрудники компании самостоятельно ликвидировали аварийную остановку подъемника и эвакуировали людей, но не проинформировали о происшествии дежурных МЧС. — После этого инцидента ГУ МЧС отправило представления в прокуратуру Краснодарского края и города Сочи, а также в Ростехнадзор. В этих документах было указано, что случаи аварийного выхода из строя механизмов подъемника происходят постоянно. Факт длительной остановки подъемника (ликвидация последствий и эвакуация людей проходили в течение 2 часов) свидетельствует о том, что эксплуатация его осуществляется с нарушениями установленных требований, а это создает угрозу безопасности людей, — заявили чиновники в разговоре с «ЮР». Косвенно проблемы с подъемником подтвердили «ЮР» и люди, отдыхавшие на курорте несколько лет подряд. — В пик сезона подъемник не справляется с нагрузками. Приходится по два часа стоять в очереди на морозе, чтобы подняться на гору, — рассказал «ЮР» менеджер по продажам Максим из Ростова-на-Дону. — Та же проблема со снаряжением. Надо отстоять в очереди, а потом выяснится, что нет твоих размеров. Я уже не говорю в каком состоянии это снаряжение. Возможно, канатку отремонтировали и запустили бы вновь без лишних скандалов и судебных разбирательств, но так уж получилось, что инцидент совпал с приездом с Сочи главы МЭРТ Германа Грефа и президента Олимпийского комитета России Леонида Тягачева. Они решили лично проинспектировать подготовку Сочи к визиту комиссии МОК и провести на месте совещание Координационного совета. Случай с «Альпикой» даже стал отдельной темой пресс-конференции. Именно на ней Герман Греф и заявил, что власти готовы сами подготовить все объекты к проведению Олимпиады, если с этим не справляются частные компании. — Пока что есть проблемы со скоростью выполнения тех обязательств, которые инвестор взял на себя. Мы проведем переговоры с компанией. Если выяснится, что силами частного инвестора этот объект не может быть подготовлен к визиту оценочной комиссии МОК, мы сделаем это за него, — сказал Греф. Границы права Однако генеральный директор ООО «Альпика-Сервис» Петр Федин убежден, что проверки, инициированные властями, не что иное, как желание отобрать у фирмы столь ценный и необходимый для проведения Олимпиады земельный участок. В беседе с «ЮР» он рассказал, что по проекту на их территории не только пройдут канатные дороги, в том числе и два гондольных подъемника, но также должен быть построен центр для соревнований по фристайлу. — Ситуация неоднозначная. Я могу с уверенностью сказать, что сейчас наш подъемник находится в хорошем состоянии, — говорит Федин. — Абсолютно несостоятельны и обвинения в том, что компания не вкладывает деньги в развитие. Недавно мы подписали контракт на 2,5 миллиона евро (чуть более 86 миллионов рублей) по строительству новой 4-местной открытой канатной дороги, готовимся освоить еще 12 миллионов евро (414 миллионов рублей) в течение двух лет на строительство закрытых подъемников гондольного типа. Мое мнение — это чистый передел собственности. По словам гендиректора, сейчас для регистрации в налоговых органах при попустительстве краевой администрации готовятся документы на создание юридического лица с одноименным названием — «Альпика-Сервис». — Для чего это делается — понятно. Ведь наша фирма прописана как один из инвесторов в заявочной книге, которая уже ушла в МОК, — объясняет действия властей Федин. — Никакой официальной информацией о регистрации подобной компании мы не располагаем. Администрация края не может быть инициатором регистрации каких бы то ни было частных фирм, — заявили «ЮР» в пресс-службе краевой администрации. — Ситуация, сложившаяся вокруг «Альпики-Сервис», это обычный спор двух соседних хозяйствующих субъектов (с января 2006 года «Альпика-Сервис» ведет судебный спор за участок в 10 га с компанией «Эко-Тур», работающей на соседнем участке — «ЮР»). Странно, что господин Федин стал делать подобные политические заявления и намеки. Власти Краснодарского края жестко контролируют ход подготовки к визиту Оценочной комиссии МОК, а также прилагают все усилия для эффективной реализации Федеральной целевой программы. Для перспектив экономического и социального развития региона они имеют огромное значение, а потому не могут быть приостановлены в угоду корыстным интересам отдельных компаний и руководителей. Сейчас главная канатка на Красной поляне уже запущена и нормально работает. Сколько она будет еще работать, Федин не знает, но уже заявил о своем намерении подать в суд на администрацию Краснодарского края, которая «дискредитирует нас и не дает нам нормально работать».
КОММЕНТАРИЙ «ЮР»
Ирина Канунникова, эксперт Гильдии маркетологов России: — Естественно, что, когда Сочи стал городом-кандидатом на проведение зимней Олимпиады 2014 года, интерес инвесторов к этому региону вырос многократно. Вместо тех, кто сейчас чувствует себя на Красной поляне «уверенно и смело», придут другие, более уверенные и более смелые. С большими административными и финансовыми ресурсами. Местные предприниматели вряд ли выдержат конкуренцию с такими грандами, как Газпром или «Интеррос». В этой ситуации выходов может быть два. Либо попытаться консолидироваться с крупными инвесторами, либо попытаться привлечь к себе внимание и с помощью общественного мнения отстоять свои притязания. Однако накануне визита комиссии МОК второй вариант может оказаться губительным. В Европе не любят быть причастными к громким экономическим конфликтам и стараются не иметь с этим ничего общего.
Крупнейшие инвесторы Красной поляны«Интеррос» — строительство горнолыжного курорта «Роза Хутор». «Базовый Элемент» Олега Дерипаски — гостиничный комплекс и аэропорт в Адлере. Газпрому будет принадлежать канатная дорога «Лаура». «Нортгаз» и UMACO.Эксперты оценивают общий объем только этих инвестиций в $1 миллиард (26,5 миллиарда рублей).
Яна РОМАНОВА
|
|