|
О важности упаковки — Однажды вы заявили, что республика — это бизнес-проект, который нужно вывести на новый уровень, улучшив капитализацию, инвестиционный климат. Вы руководите этим «проектом» чуть больше года. На какой стадии его реализация сейчас? — Все экономические реформы в республике — финансовая оптимизация, реконструкция основных отраслей — действительно развиваются по той же логике, что и любой крупный бизнес-проект. Мы приступили к работе как антикризисная компания. И главное, что удалось — это правильно выстроить отношения с федеральным центром в лице Минфина и Минэкономразвития РФ. Мы просто конкретно поставили задачи на этот год и их выполнили. Кредиторскую задолженность снизили с 6 миллиардов до 2,5 миллиарда рублей, в 2007 году погасим еще 1,5 миллиарда, а 2008 полностью рассчитаемся с долгами. Что касается бюджета, то его признали самым эффективным в ЮФО. Может, наши соседи на нас даже обидятся, но мы такую оптимизацию провели! Бюджет 2007 года предусматривает увеличение налоговых поступлений на 35% и снижение федеральных дотаций с 64% до 59%. — В сентябре 2006 года на инвестиционном форуме в Сочи Владимир Путин призвал российских бизнесменов инвестировать средства в Северный Кавказ. Ощутила ли Кабардино-Балкария реальный отклик на этот призыв? — Конечно, реакция была, такое обращение к бизнесу прозвучало очень своевременно, и многие сразу принялись рекомендацию президента выполнять! Но есть те, кто на самом деле намерен вкладывать средства, а есть такие компании, которые хотят просто принять какое-то участие, но глубоко в экономику республики не заходить. К тому же мы пока сами не всегда готовы предложить инвестору полноценный, добротный, прошедший экспертизу проект. Я всегда привожу пример: вот я пришел в магазин, и мне должны продать продукт в хорошей упаковке и с сертификатом качества. А у нас сегодня нет такого продукта. — А как развивается ситуация с Тырнаузским вольфрамово-молибденовым комбинатом? Известно, что вы вели переговоры с несколькими компаниями. — Мы столько переговоров провели, что уже не знаем, с кем это дело начинать! Самые первые переговоры я провел с «Базовым Элементом» (структура олигарха Олега Дерипаски — «ЮР») — группа приехала, все посчитала. Но после событий в Нальчике их стал смущать вопрос безопасности бизнеса, особенно долгосрочного — срок окупаемости проекта, по нашим подсчетам, 10–12 лет. Сейчас проектом заинтересовались китайские инвесторы. Конечно, нам больше хотелось бы видеть у себя крупный российский бизнес — он лучше понимает, как здесь работать. Хотелось бы, чтобы сюда пришла профильная компания — в России таких, по-моему, три: «Базовый Элемент», «Мечел» и «Промышленные инвесторы». Думаю, с кем-то из них договоримся. — В какие кабардино-балкарские проекты лично вы вложили бы деньги, если были бы не главой республики, а «сторонним» бизнесменом? — В принципе, все проекты, которые у нас сегодня есть в республике, а их около 600, можно реализовать через компанию, которую я создал (100% акций группы «Синдика», принадлежащих Арсену Канокову, со времени его перехода на госслужбу переданы в управление — «ЮР»). Но если я стану компанию привлекать, то будет слишком много разговоров. Это вообще вредно, когда один бизнес приходит и на всю республику накладывает руку. Если абстрагироваться, то я вложил бы средства в малую энергетику — есть великолепные проекты малых ГЭС. В стройиндустрию вложил бы, еще — в развитие туризма и сервиса в Приэльбрусье. Вот нужны вторая и третья очередь «канатки» — если в них не будет вкладываться никто, то я возьму и сам реализую эти два проекта. На самом деле, если в республику не будут вкладывать средства другие компании, я, видимо, скрепя сердце, начну делать это сам! — Кабардино-Балкария не принимала участия в федеральном конкурсе на статус особой экономической зоны туристского типа в 2006 году. Будете ли участвовать в будущем? За счет чего вообще сегодня развивается это перспективное направление? — Пока приход больших инвестиций в рекреационный сектор экономики тормозится недостаточным развитием инфраструктуры. А также, увы, не слишком высоким уровнем сервиса и вообще деловой культуры. Но в решении инфраструктурных проблем нам ощутимо помогает федеральный центр, и это логично — государственные деньги должны вкладываться именно в дороги, коммуникации и так далее. А гостиничный бизнес, сервис — это как раз сегмент для частного капитала, и он придет. Что касается конкурсов, то закон об ОЭЗ предусматривает освобождение инвесторов от региональных налогов. Мы только-только навели относительный порядок в налоговом администрировании, и не факт, что для нас такие условия подошли бы. Но к будущим конкурсам мы, наверное, будем готовиться, потому что на северном склоне Эльбруса инфраструктура развита слабо, там формат особой экономической зоны применим. О феодальных привилегиях — Один из общепризнанных «тормозов» развития экономики — коррупция, в том числе — в органах власти. От вас в республике ожидали мощной «кадровой реформы», и вы ее частично провели. Коррупции стало меньше? — Я надеялся, что смогу более эффективно бороться с этим злом. Но вот я пришел — мне дали правительство сформировать, за год команда обновилась почти полностью. А каким образом я могу повлиять на те же силовые структуры? Да, я хочу там навести порядок. Но туда порой назначаются и поддерживаются из федерального центра те люди, которые, как мы здесь знаем, «завязаны» на экономике, бизнесе. Чтобы бороться с коррупцией, надо давать главе субъекта право поменять всех тех людей, которые, как он считает, способствуют развитию коррупции. Иначе, я боюсь, ничего у нас не получится, какие бы мы меры не принимали, какие бы великолепные программы не писали. — Вокруг вашей кадровой политики в последнее время разгорелась настоящая полемика. Ее главный предмет — команда Валерия Кокова. Ваши сторонники убеждены, что именно эти люди довели республику до «экономической ямы», противники называют их «командой профессионалов». Как вы относитесь к этой полемике? — Сомневаюсь, что в таком контексте можно говорить о моих «сторонниках» или «противниках». Скорее, речь идет о тех, кто считает, что работа на госслужбе — это пожизненная феодальная привилегия и тех, кто думает несколько иначе. Я отношусь ко вторым и считаю, что ротация управленческих кадров — процесс естественный, жизненно необходимый и поэтому постоянный. Я вообще полагаю, что необходимо именно упрощение механизма смены чиновников всех уровней, это просто жизненно важно для борьбы с коррупцией, которая превратилась уже в реальную угрозу функционирования власти на Северном Кавказе, да и во всей России. — Можно ли в свете подобных «кадровых споров» говорить о политическом противостоянии в республике? Насколько, по вашему мнению, оно серьезно? — Никакого противостояния в республике, конечно, нет. Есть те, кому в условиях дезорганизации и фактического бессилия власти было комфортней, чем сейчас. Они пытаются по возможности создать видимость «противостояния», бьют по самым слабым в наших условиях местам — национальному и религиозному вопросам. Но называть это политическим конфликтом нельзя по простой причине — за всем этим не стоят интересы и сколько-нибудь серьезных групп населения. Я все время езжу по селам в самых разных районах республики, встречаюсь с людьми — иногда невольно изумляешься, насколько далеки реальные интересы людей от всей этой псевдополитической клоунады! А тем, кто пытается играть в «политическое противостояние», место не в политике, а на цирковой арене. — Каков ваш прогноз для республики на 2007 год? — Если та динамика, на которую мы вышли в 2006-м, сохранится в ближайшие два-три года, то это позволит решить большинство имеющихся в республике проблем. Конечно, ни от президента, ни от правительства республики нельзя ждать чудес. Мы только начали весьма непростую и большую работу, и сделать еще предстоит в разы больше, чем уже сделано.
Досье «ЮР»
Арсен Каноков родился 22 февраля 1957 года в селении Шитхала Кабардино-Балкарской Республики. В 1981году окончил торгово-экономический факультет Московского института народного хозяйства им. Г.В.Плеханова. Доктор экономических наук. В 1987 году зарегистрировал в Москве торгово-закупочный кооператив «Кодекс». В 1991 году основал холдинговую компанию «Синдика» (специализация — торговые центры, банковская и инвестиционная деятельность, строительство). До 2003 года — заместитель Постоянного представителя Кабардино-Балкарии при Президенте РФ. В декабре 2003 года избран депутатом Госдумы от ЛДПР. Через год перешел в «Единую Россию». Был заместителем председателя думского комитета по бюджету и налогам, членом комиссии по проблемам Северного Кавказа. 28 сентября 2005 года утвержден парламентом КБР в должности президента республики. Женат, воспитывает троих детей.
Все в цифрах30 миллиардов рублей — годовой оборот холдинга «Синдика». 11,8 миллиарда рублей — бюджет Кабардино-Балкарии на 2007 год. 0,5 миллиарда рублей из средств «Синдики» в 2006 году было потрачено на благотворительные цели в КБР.
Алена СЕДЛАК
|
|