ПОЛИТИКА
Вертикаль власти
Утечка информации
Наше мнение
Для служебного пользования
Коридоры власти
Детектор правды
Партия власти
Тема номера
Рычаги влияния
Дебаты
Специальный репортёр
Без Комментариев

ЭКОНОМИКА
Обзор рынка
Рейтинг компаний
За компанию
Нацпроекты
Деловой климат
Рейтинг
Паблисити
Цена вопроса
Правила игры
Наш прогноз

ОБЩЕСТВО
Наше расследование
Наше дело
Наши люди
Наши деньги
Личное дело
Наша жизнь
Наш взгляд
Власть закона
Вокруг ЮФО
Южная неделя

КУЛЬТУРА
Наша культура

СПОРТ
Новости спорта
Мужские игры



ГЛАВНАЯ     ПОЛИТИКА     ЭКОНОМИКА     ОБЩЕСТВО     КУЛЬТУРА     СПОРТ   

Обратная сторона воды

Категория: Общество, Наше дело  |  автор: admin
Рынок по воду пошел
Объем рынка минеральной воды в России оценивается экспертами в $1,5 миллиарда в год. С каждым годом он значительно прирастает. По прогнозам, в ближайшие 4 года его среднегодовые темпы составят свыше 10%, что является самым высоким показателем для безалкогольной продукции. По данным ростовского производителя бутилированной воды компании «Аква-Дон», ежегодное увеличение объема рынка составит 20-30%. Наиболее динамично растет спрос на 19-литровые емкости и 5-6-литровые канистры. Подобные тенденции связаны с ростом платежеспособности и ухудшением экологической обстановки в городах. В 2000 году, по данным статистики, средний россиянин выпивал 10 литров бутилированной воды в год, в 2005 — уже 18 литров. Для сравнения — европеец в год приобретает до 100 литров. Большая часть российского рынка бутилированной воды принадлежит иностранным компаниям.
В Южном округе ситуация несколько отличается — здесь в каждом регионе лидируют свои местные производители. Однако в целом это мало влияет на общую ситуацию. Так, в общероссийском масштабе Coca-Cola с торговой маркой «Бон Аква» и PepsiCo с брендом «Аква Минерале» обеспечивают до 30% всех продаж. Третьим сильным игроком несколько лет назад стала грузинская «Боржоми», которую разливала компания GG&MW. По разным оценкам, ей принадлежало от 9 до 12% рынка. В развитие торговой марки грузины вкладывали сотни миллионов долларов, мечтая вернуть «Боржоми» былую известность: во времена СССР ее пили 60% жителей. В апреле этого года Роспотребнадзор РФ запретил реализацию грузинской воды в России. Причиной стало невысокое качество продукции и несоответствие ее состава заявленному на этикетке. Грузинская сторона связывает это с большим количеством подделок «Боржоми», которые продавались в России. По прогнозам грузинских экономистов, запрет «Боржоми» должен был вызвать спад российского рынка, однако этого не произошло. Нишу грузинского «водолея» поспешили занять производители Южного округа.
Капля с Юга
В Южном федеральном округе сосредоточены основные мощности по добыче и розливу минералки. Подземными водами богаты Ростовская область и Краснодарский край, а также горные республики — в частности, Карачаево-Черкесия. Азово-Кубанский артезианский бассейн по качеству и количеству вмещаемых подземных вод является одним из наиболее крупных артезианских бассейнов Европы. Однако ключевой регион России в производстве воды — Кавказские Минеральные Воды.
По данным администрации КМВ, в 1990-х годах регион располагал всего тремя заводами розлива, а к настоящему времени их число приблизилось к полусотне. Объемы производства с тех пор возросли в 4 раза. В России зарегистрировано 43 наименования минеральной воды, 70% из которых находятся на КМВ. До сих пор крупнейшие отечественные заводы «Нарзан», «Рокадовские Минводы», «Кавминводы» занимали не более 5-6% общероссийского рынка каждый, и высокие проектные мощности предприятий осваивались не полностью. С уходом грузинского конкурента компании начали активно претендовать на наиболее привлекательный сегмент — воду класса «премиум». Компания «Нарзан» уже начала позиционировать свой продукт в более дорогой категории. «Рокадовские» официально объявили, что благодаря развитию Нагутского месторождения готовы обеспечить российский рынок минеральной водой, аналогичной грузинской «Боржоми». Компания вкладывает в этот проект свыше $100 миллионов собственных средств. Крупные инвестиции на модернизацию производства направила и компания «Вимм-Билль-Данн». Несколько лет назад она приобрела старейшее в Ессентуках разливочное производство ООО «Целебный источник» — одного из производителей минеральной воды «Ессентуки». В будущем эксперты прогнозируют концентрацию отрасли, когда вместо 40 небольших предприятий появится всего 5-6 крупных.
По словам губернатора Ставропольского края Александра Черногорова, в планах увеличение производства воды в крае до 1 миллиона литров в сутки. Но удастся ли крупным южным производителям утвердиться на рынке — пока вопрос. На их пути может оказаться фальшивая минералка. Ряд южных компаний планируют расширять производство за счет выхода на зарубежные рынки. Переговоры о поставках минеральной воды в Саудовскую Аравию и Кувейт, доставке воды в Москве ведет карачаево-черкесская компания «Меркурий».
Из мутной воды
По данным специалистов, в России каждая вторая бутылка минеральной воды — фальшивка, то есть фактически это вода из-под крана. Такая информация прозвучала в середине февраля в Пятигорске на всероссийском совещании по противодействию распространения фальшивой минералки «Перспективы развития конкуренции на рынке минеральной воды». Оценить размах незаконного производства и поставок минеральной воды в ЮФО пока трудно: достоверной статистики не существует. С фактами подделок сталкиваются почти все производители. Свою продукцию они защищают с помощью фирменных этикеток, бутылок с логотипами, специальных пробок. Например, компания «Аква-Дон», занимающаяся производством бутилированной воды под торговой маркой «Аксинья», наносит на свои бутылки голограммы и специальные выпуклые логотипы. Компания «Меркурий» снабжает свою продукцию дорогой этикеткой. По мнению производителей, подобная тактика предохраняет их от подделок.
Однако на практике ситуация несколько иная. По данным специалистов Центра стандартизации, метрологии и сертификации Ростовской области, в каждом магазине можно найти пару ящиков ненастоящей воды. Выявлять подделки достаточно трудно: анализ такой воды дает расплывчатую картину, так как в минералке наличие тех или иных компонентов всегда сильно варьируется. Фальшивую минералку берут на реализацию как крупные, так и мелкие торговые точки.
По данным некоторых местных игроков рынка, количество подделок доходит до 80%. По мнению производителей, наибольшее количество подделок приходится на сезон массового спроса — с мая по октябрь. Испив поддельной воды, можно не только почувствовать себя обманутым, но и заболеть. Именно поддельная минералка стала причиной вспышки гепатита А в Твери. Однако вред может принести не только поддельная вода, но и натуральная. Все дело в том, что уровень минерализации может прямым образом влиять на здоровье. По мнению специалистов, сильноминерализованная вода может сказываться на работе почек, слабоминерализованная, так называемая «дочищенная», вымывать из организма полезные вещества.
По мнению генерального директора «Главного контрольно-испытательного центра питьевой воды» Юрия Гончара, до тех пор, пока государство не начнет проводить централизованную политику на рынке бутилированной питьевой воды с целью обеспечения ее высокого качества, здесь будет твориться беспредел. Как сказал г-н Гончар, рынок воды — это бизнес, где люди получают сверхприбыли, которые сопоставимы с прибылями от незаконного оборота наркотиков или оружия. Пока что выходом из ситуации для компаний становится консолидация и совместная борьба против недобросовестной конкуренции. Например, в Кавминводах недавно была создана Ассоциация производителей минеральных вод.

Информация о промышленном розливе минеральной воды предприятиями Кавказских Минеральных Вод за 2005 год (информация предоставлена администрацией Кавминвод) Минеральные Воды 157429л Железноводск 48339л Кисловодск 51889л Ессентуки 41167л Лермонтов 4070л Пятигорск 24322л Предгорный район 4440л Итого: 331657,5л

Анна ДЕМЧЕНКО



 
 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:


НАШ ОПРОС НА САЙТЕ
Нравится ли вам наш новый дизайн?

Да
Нет
Нормально


ЮЖНЫЙ РЕПОРТЕР
Общероссийская независимая газета Южного федерального округа Южный репортер издается в формате общественно-
политического еженедельника.
Южный репортер ориентирован прежде всего на людей с активной жизненной позицией, преуспевающих предпринимателей и политиков, представителей бизнес- и политических элит.

ПОДПИСКА
Открыта подписка на газету Южный репортер на первое полугодие 2008 года
Наш подписной индекс: 65050

ПАРТНЕРЫ
Интерфакс

Новая газета Кубани
ПОДПИСКА НА РАССЫЛКУ
Южный Репортер
 
Главная страница  |  Новое на сайте  |  Обратная связь  |  Карта сайта 

COPYRIGHT © 2005-2019 Южный репортер При перепечатке гиперссылка обязательна