Штаб-квартиры тройки лидеров ЮФО в агропромышленном секторе расположены в Ростовской области. Лидируют они с большим отрывом. Самые крупные аграрные холдинги в Краснодарском и Ставропольском краях ( выселковский ЗАО «Агрокомплекс» и агрофирма «Золотая нива») отстают по оборотам почти на порядок. Алгоритм развития экономики трех крупнейших южных холдингов оказался настолько похожим, что и структура компаний приобрела сходные черты. В активах агропромышленных лидеров — собственные аграрные предприятия, мощности по переработке сельхозпродукции, собственный флот и терминальные мощности. Основные конкуренты «южан» — транснациональные корпорации. На рынке растительного масла — это Bunge, WJ, «Русагро», «Эфко», на зерновом рынке — «Каргил», «Луис Дрейфус», «Гленкор». В последнее время ростовские агропромышленные группы все более диверсифицируют свой бизнес и развивают его вширь географически. Акцент смещается в сторону развития промышленных и транспортных направлений деятельности. Холдинги активно создают собственные портовые мощности и структуры по переработке и транспортировке нефтепродуктов. Дальнейшее развитие рынка уже сейчас серьезно сдерживается недостаточным количеством пригодных для экспорта терминальных комплексов. И хотя в структуре всех трех групп-лидеров уже есть собственные терминалы в портах Ростовской области, останавливаться на достигнутом (без потерь доли на рынке), крупнейшие игроки, очевидно, уже не могут. Первой начала реализацию нового портового проекта компания «Югтранзитсервис», к началу года практически построившая мазутный терминал в Таганрогском порту. Проект, правда, оказался не согласован с ростовскими властями и на стадии пуска в эксплуатацию был заморожен до получения необходимых разрешений. Проекты по строительству собственных глубоководных портов в Черном море вынашивают сегодня и корпорация «Астон», и холдинг «Юг Руси». Конкретные параметры пока держатся в тайне, но, по неофициальной информации, речь может идти не только о строительстве зерновых терминалов, но и мощностях по перевалке нефтепродуктов. «ЮГ Руси» уже начал строительство собственного нефтеперерабатывающего завода в Новошахтинске (Ростовская область). При этом президент группы Сергей Кислов заявлял, что поскольку «Юг Руси» — крупнейший в регионе потребитель нефтепродуктов, то компании целесообразно иметь собственное производство. По его утверждениям, в проекте новошахтинского нефтезавода сделан уклон на выработку судового топлива, чтобы обеспечивать собственный флот холдинга и бункеровочную компанию. Независимые эксперты, впрочем, сходятся во мнении, что, реализовав проект, группа выйдет на рынок экспорта нефтепродуктов. Строительство нефтеперевалочного комплекса на Черном море сдерживается только требованиями экологических ведомств. Не исключено, что собственный нефтеперерабатывающий терминал «Юг Руси» сможет скорее построить в Ростовской области. По крайней мере, возможности размещения такого объекта рассматривает Межведомственная региональная комиссия по размещению производственных сил. Структура собственности крупнейших агрохолдингов, напротив, серьезно разнится, равно как и степень открытости их финансовых показателей. ОАО «Югтранзитсервис» на треть принадлежит своему гендиректору Кириллу Подольскому, 70% акций компании — ITF Group Holding. Иностранное участие и выход на зарубежные рынки, очевидно, ко многому обязывает. Потому Кирилл Подольский пообещал к лету этого года обнародовать финансовые показатели компании, составленные в соответствии со стандартами международной отчетности. Компания «Астон» — семейное предприятие Вадима Викулова. Состав акционеров холдинга «Юг Руси» не раскрывается, что дает пищу для многочисленных домыслов, в том числе и об участии в нем представителей региональной властной элиты. К обострению конкуренции в агропромышленном секторе Юга в ближайшей перспективе может привести активный выход на рынок транснациональных компаний. Особенно заметна эта тенденция в сфере маслопереработки. В Волгоградской области в этом году заявлены сразу два проекта по строительству маслоэкстракционных заводов. Оба проекта фактически идентичны — порядка 500 тысяч тонн маслосемян в год. Один из них — американской компании Cargill —считается наиболее перспективным.
КОММЕНТАРИЙ «ЮР»
Генеральный директор центра «СовЭкон» Андрей Сизов: — Мощности по переработке масличных культур в стране растут высокими темпами. Сейчас они достигают примерно 6 миллионов тонн масла в год, в то время как несколько лет назад не достигали 4 миллионов. Рост мощностей продолжается, можно прогнозировать, что в ближайшие годы они превысят 7 миллионов тонн. При этом спрос на подсолнечник в последнее время снижается, потому что многие маслоэкстракционные заводы уже закрыли свои потребности в сырье. А развитию экспорта мешает, по сути, запретительная 20% пошлина на вывоз.
Галина САЦЕНКО