|
Карачаево-ЧеркесияАктивные выступления в поддержку действующего президента КЧР Мустафы Батдыева носят, пожалуй, самый организованный характер. В «двухсубъектной» республике толпой легко манипулировать с помощью призывов, настоянных на национальных приправах. Самый многочисленный республиканский этнос, карачаевцы, расколот на кланы (преимущественно по экономическим интересам). Часть народа поддерживает нынешнего президента КЧР, часть — председателя Верховного суда республики Ислама Бурлакова, а третья часть — вообще никого. Однако карачаевцы тут же забывают обо всем, при любом кличе, призывающем во славу или в защиту главы республики. Ведь пост президента КЧР, по негласной традиции, всегда должен занимать карачаевец. Когда летом прошлого года в республике прошли волнения, вызванные слухами о скорой отставке президента Мустафы Батдыева, Черкесск забурлил. На площади перед зданием правительства появились люди, державшие в руках плакаты с лозунгами «Батдыев — наш президент». За день до приезда в республику полпреда Дмитрия Козака по карачаевским аулам с помощью «гонцов» разнеслась весть: Батдыева снимают, а на его место сядет Дерев! Владелец завода «Меркурий» и бывший мэр Черкесска Станислав Дерев известен в республике как сильная фигура «из черкесов». Вдобавок ко всему, он работал советником «на общественных началах» в аппарате полпреда Дмитрия Козака. И в Черкесск действительно пожаловала внушительная группа поддержки (по разным данным, до 5 тысяч человек). Помимо «призывников» из аулов, роль массовки легко исполняют и рабочие республиканских заводов — самая активная прослойка городских предместий. Завод резино-технических изделий (РТИ) города Черкесска и химкомбинат имени Цахилова — известные поставщики сил поддержки. Первый принадлежит братьям Тлябичевым, знакомым Батдыева еще с начала 90-х, а химкомбинат до недавнего времени контролировали родственники Батдыева по линии зятя.
АдыгеяКлассический пример народной поддержки «на заказ» под националистическими флагами в эти дни демонстрирует Адыгея. Пока Хазрет Совмен, решивший сыграть ва-банк с администрацией Кремля, ждет своей участи, люди из его администрации (теряющие с уходом Совмена реальную власть) идут на майкопский Майдан. С 2002 года президент Адыгеи уже три раза просил отставки. В последний раз изменить свое решение Совмена пытался уговорить руководитель его администрации Талий Беретарь, которого считают неофициальным правителем республики. В ход пошли и «народные митинги» в поддержку. Как рассказал «ЮР» один из участников акции, не пожелавший назвать свое имя, людей в Майкоп свозили из аулов по разнарядке: 500 человек с района. В итоге 6 апреля в столице Адыгеи состоялся многотысячный митинг, в котором приняли участие представители всех городов и районов республики, а также делегации из Карачаево-Черкесии и «Причерноморской Шапсугии» (Черноморское побережье Краснодарского края). Был образован Союз общественных объединений Адыгеи, главная цель которого — «координация усилий по защите конституционного статуса Республики Адыгея». Массовая акция протеста против объединения с Краснодарским краем и в поддержку ее президента Хазрета Совмена прошла под знаменами таких общественных организаций, как «Черкесский конгресс», «Адыгэ хасэ», региональное отделение партии «Единая Россия», Союз женщин, Союз казаков (его, правда, признают далеко не все), Национально-культурное объединение татар и греков. В правоохранительных органах республики было известно, что митинг несанкционирован. Тем не менее ни к его участникам, ни к организаторам не были применены «меры административного воздействия». Может, потому, что цель благая: попросить нынешнего главу Адыгеи остаться на своей должности?
Калмыкия«Карманной толпой» в Калмыкии являются все, до кого только может дотянуться рука администрации президента. В первую очередь, это служащие муниципального и республиканского уровня, а также студенты. Как правило, в первых рядах мероприятий, на которых народные массы выражают свою поддержку действующему режиму, присутствуют учащиеся элистинского медицинского и педагогического колледжей. В тех случаях, когда требуется силовое прикрытие, на передовые позиции выдвигаются спортсмены — боксеры, борцы из спортивных секций. Эти секции открывались в подвалах, где собиралась не самая благополучная молодежь. Но после подарков в виде ремонта и тренажеров за счет муниципальной программы«молодая гвардия» становилась управляемой. Разгон митинга оппозиции в сентябре 2004 года в Элисте осуществлялся не только силами ОМОНа, но и «пацанами». Именно на их долю выпала нехитрая задача — сделать так, чтобы другим неповадно было. Как результат — десятки раненых. В тех случаях, когда ставку надо делать не на луженые глотки, а на идеологические нюансы, на передние позиции выдвигается так называемая «мать калмыцкой демократии» Зинаида Дорджиева (в народе — Зинка-демократка) и ее соратник, общественный деятель Борис Очиров. — Зинаида Дорджиева и Борис Очиров возглавляют экспертный совет, который время от времени продвигает в массы идеи президента Калмыкии, — рассказал «ЮР» президент калмыцкого Фонда «Безопасность и развитие» Александр Леджинов. — Вдвоем они организуют мероприятия массовой поддержки. Собирают по разнарядке учащихся школ, учебных заведений или предприятий и возглавляют митинги. Дублируют действия оппозиции, сводя на нет все усилия. При этом у Дорджиевой всегда один аргумент — на власть в республике покушается федеральный центр.
Ростовская областьДонской край относится к числу регионов, где поддержка главы со стороны населения продиктована отнюдь не только административным ресурсом. Рейтинг губернатора довольно высок, а реальной оппозиции в области нет уже давно. Основным принципом губернатора является не «ликвидация» политических оппонентов, а склонение к сотрудничеству. Губернатор Чуб не любит выступать публично. Не любит он и выступлений даже в свою поддержку, чего уж говорить про тех, кто против. Своих помощников он когда-то попросил одной поговоркой охарактеризовать его стиль управления, и теперь Чуб любит приговаривать: «Избу горлом не строят». Даже виртуальной оппозиции во владениях такого человека делать нечего. Но на случай «острой необходимости» помочь собрать митинг-другой всегда готовы ректоры вузов. Особым рвением здесь отличается депутат Законодательного собрания области и ректор Ростовского государственного строительного университета Виктор Шумейко. Студенты его заведения перед крупными выборами (в Законодательное собрание и в Госдуму РФ) становятся самыми активными посетителями всех мероприятий, проводимых под эгидой «ЕР». В разговоре с «ЮР» некоторые студенты признавались, что «отлынивание» грозит им незачетами и проваленными экзаменами. — Тем не менее мероприятия массовой поддержки «по разнарядке» малоэффективны, — считает ростовский политолог Сергей Смирнов. — Привезенные насильно люди вскоре начинают разбредаться. Этот метод эффективен, когда нужно кратковременное воздействие на федеральные СМИ. Если телевизионщики правильно выберут ракурс, покажется, что толпа стоит аж до горизонта. Но при этом, вместо проблемы контроля манифестантов, нужно следить за телевизионной картинкой.
комментарий «ЮР»
Завотделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов: — В Адыгее представители титульной нации на митинге называли республику своим национальным домом, где не место другим. С одной стороны, есть заказ, но, с другой стороны, есть националистические лозунги. Надо понимать, что любая организованная самодеятельность грозит перерасти в самодеятельность неорганизованную. Мы уже в Ингушетии видели реакцию населения на закон «О местном самоуправлении» — здесь до сих пор остро стоит вопрос принадлежности Пригородного района. В «русских» регионах сделать срежиссированную акцию также просто. Но я сегодня на Юге особых примеров не вижу. Вот Совмен нарушил правила игры — занялся публичной политикой, а это не принято в российских условиях сегодня. Я не думаю, что Владимир Чуб или Александр Ткачев готовы рискнуть выйти на такой уровень публичной политики, чтобы обвинить Кремль во всех грехах. Политтехнолог Владислав Волков (вел избирательную кампанию Хазрета Совмена на выборах 2002 года): — В то время, когда я работал на Совмена, «Черкесский конгресс» уже существовал, но активного участия в избирательной кампании будущего президента не принимал. Тогда его поддержали ректоры местных вузов. Что касается найма различных общественных организаций для проведения массовых акций, то стоит это, в зависимости от количества участников и авторитета самой организации, от $100 до $100 тысяч. В Краснодарском крае недавно появилась молодежная организация «Юго-Восточная Европа». Официально поддерживается комитетом краевой администрации по молодежной политике. По неофициальной информации, своим появлением она обязана какому-то чиновнику из Москвы, который во время визита на Кубань поинтересовался у администрации, как молодежь края участвует в политической жизни.
Игорь Жуков
|
|