Южный репортер > Культура, Наша культура > Цена успеха — вовсе не цена

Цена успеха — вовсе не цена


26 декабря 2005. Разместил: admin
Рассмешила недавно услышанная на «Русском радио» фраза: «Спасибо?.. Такой купюры нет!». Очень иллюстрирует этот афоризм отсутствие экономических событий в культурной жизни ЮФО. За этот год в южных театрах и филармониях заработная плата выпускников творческих вузов так и осталась в среднем 2,5 тысячи рублей, а народных артистов 4,5 тысячи. Существует система региональных надбавок, но не все губернаторы находят средства поддерживать творческие коллективы. Вот и влачат они жалкое существование. Премьеры — редкость, хорошего качества — тем более. Большие площадки сдаются в аренду антрепризе и попсе, часто не лучшего «разлива». Однако культура ЮФО нешумно так, но жива. Например, на торжествах, посвященных 60-летию победы в Великой Отечественной войне, отметились все. Театры, почти в обязательном порядке, выпустили по премьере, в которых напомнили, что советская традиция ставить дежурные «юбилейные» спектакли жива. Отметились — забыли. В Ростове одновременно прошли и торжества, связанные с юбилеем Михаила Шолохова. Но все-таки именно театральные события в культуре региона оказались самыми громкими в уходящем году. Ростовский музыкальный театр за оперу «Леди Макбет Мценского уезда» получил сразу две «Золотые маски»: дирижер Александр Анисимов — за музыкальное решение спектакля и Зиновий Марголин — за сценографию. Кроме того, театр был приглашен в Испанию с балетом Минкуса «Дон Кихот» и дал там 11 спектаклей. Своего «Дон Кихота» в Испании показал и Краснодарский театр балета Юрия Григоровича, предварительно, правда, отметившись 14 спектаклями на сцене Мариинского театра в Петербурге. Последнее событие особенно почетно — на сцене Мариинки театров с периферии не бывает. А еще балет Григоровича открывал в Каннах Дни культуры Российского искусства во Франции. Безусловным культурным событием стало возрождение в Грозном знаменитого когда-то русского драматического театра им. Лермонтова. После десятилетнего перерыва был сыгран первый спектакль с помощью товарищей из Москвы (Малый театр помог с костюмами и реквизитом). А в соседней Ингушетии открылся музыкальный театр, и даже обещано построить ему в Магасе здание. Одной строкой стоит вспомнить и многочисленные фестивали, большие и маленькие — их число в этом году прибавилось. Сочинский «Кинотавр» сменил собственника: Марк Рудинштейн продал его продюсерам канала СТС, а для себя оставил «Лики любви» — там же в Сочи. «Кинотавр» от перемены собственников изменил и имидж — стал деловым и серьезным, а «Лики», перебравшись из холодной Москвы, окончательно превратились в легковесную киношную тусовку без серьезной программы. Фестиваль кино бывших республик СССР «Киношок» в Анапе хотя и яркое кинособытие, но проводился как-то тихо, келейно, без яркой рекламы. В конце года регион приобрел еще один кинофестиваль. В декабре в Астрахани растопили зимний холод добрыми комедиями в программе «Улыбнись, Россия!» Не осталась без внимания и кинодокументалистика: известный ростовский режиссер Александр Расторгуев за фильм «Дикий пляж» получил сразу две славных премии — знаменитый «Триумф» и уже второго «Лавра» (главная премия документального кино). Удивил всю Россию еще один ростовчанин — Денис Гуцко. Ему была вручена литературная премия Букер, до сих пор никогда не покидавшая просторы двух главных столиц. Наконец, самым удивительным событием прошедшего культурного года можно назвать возвращение загадочно пропавшей из Таганрогского художественного музея картины Генриха Семирадского «Утром на рынок» (цена около 400000 евро). И хотя следователи так толком и не выяснили, как и когда она пропала, но зато очень быстро нашли полотно в коллекции московского собирателя живописи. По окончании следствия картину вернут в Таганрог.

Наталия ЗОГРАБЯН