Южный репортер > Экономика, Обзор рынка > Аппетиты растут

Аппетиты растут


10 декабря 2007. Разместил: admin
Первопроходцы и последователи В Москве и Санкт-Петербурге после фазы активного роста рынок общественного питания стабилизируется. По мнению экспертов, бизнес обеих столиц начал поглядывать в сторону юга. — Московский рынок перенасыщен, мест для открытия новых точек нет, поэтому федеральным и иностранным сетям просто деться некуда: они пошли в регионы, — говорит исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков. — Крупные компании появились в городах-миллионниках и уже рассматривают города с населением от 500 тысяч жителей. Первым на юг пришел «Макдональдс», открывший в 2001—2002 годах рестораны в Ростове-на-Дону и Новочеркасске, а в 2003 — в Сочи. Затем в ЮФО открылись рестораны «КофеТун», «СушиТун» и «Дон Марше» (все в столице ЮФО), «Тинькофф» (по одному в Ростове и Сочи), «РОСТИК’C-KFC» (два франчайзи в Краснодаре), «Якитория» (по одному франчайзи в Волгограде и в Ростове), Subway (по одному франчайзи в Ростове, Краснодаре и Астрахани). Федеральные сетевики работают в популярных на юге форматах: это кафе и рестораны быстрого питания (фаст-фуд), японская кухня, кофейни и пивбары. По мнению Петракова, наибольшая конкуренция в сегменте ресторанов японской кухни: даже во многих кофейнях готовы предложить японскую страничку к основному меню. Но самый перспективный формат — кофейные автоматы и пивные рестораны, считает эксперт. Разная подача Представители сетей по-разному оценивают южный рынок. PR-директор ассоциации «Веста-центр интернешнл» Инна Исмайлова считает, что для бренда «Якитория» конкурентов пока нет. Директор по региональному развитию компании «Система БИТ 2000» (сети «КофеТун», «СушиТун») Армен Манукян говорит о «здоровой конкуренции в регионе» и о сильных позициях в Ростове местных сетей «Пить кофе», «Нечай», «Рис». А директор по маркетингу сети «Идеальная чашка» Олеся Кабанова называет основными конкурентами своих соседей по фуд-корту в недавно открывшемся ТРК «Мега» в Ростове — «Шоколадницу» и «Кофе-хаус». Впрочем, популярный сегмент кофеен сети осваивают по-разному. Например, «Идеальная чашка» будет работать в ростовской «Меге» как кофейный киоск, занимая площадь 12—15 квадратных метров (около восьми посадочных мест). Использование одноразовой посуды с собственным брендом дает возможность посетителю «не быть привязанным к месту», средний чек составляет примерно 110 рублей, рассказывает Кабанова. А как говорит заместитель регионального директора сети Светлана Лукьянова, «Шоколадница» — стационарная кофейня, займет площадь до 200 квадратных метров (около 80 посадочных мест), средний чек заведения — 300 рублей. Посещение «КофеТун» обойдется дороже: по словам Манукяна, средний чек составляет 500—600 рублей. Для сравнения: средний чек «Макдональдса» — 123, Subway — 150, «Якитории» — 350—400 рублей. Инвестиции сетей тоже разнятся. В среднем, подсчитывает Петраков, без учета затрат на покупку или аренду помещения вложения составляют 25—35 тысяч рублей на один квадратный метр занимаемой площади. Открытие «КофеТун» Манукян оценивает в 3—3,5 миллиона рублей, срок окупаемости вложений составляет до трех лет. Затраты для формата Subway начинаются от 3 миллионов рублей, окупить их возможно за 1,5—2 года, поясняет Попов. А 50 тысяч евро (1,8 миллиона рублей) в открытие киоска «Идеальная чашка», по словам Кабановой, окупаются за год. Быстрые сроки возврата вложений, вероятно, обеспечивает хорошая заполняемость заведений: практически все опрошенные «ЮР» компании рассчитывают на 80—100%, особенно в выходные дни. Не останавливаться По данным Ростовстата, денежные доходы и потребительские расходы жителей ЮФО растут, а вместе с ними увеличивается и оборот общественного питания в ЮФО (см. таблицу). В дальнейшем, отмечают участ-ники рынка, развитию сетевых проектов на юге будет способствовать ввод торгово-развлекательных комплексов — их строительство в региональных центрах юга как раз в активной фазе. Привлекают компании и темпы роста рынка: в ЮФО, по оценке Петракова, он растет в среднем на 10—15%, а в демократическом сегменте — до 30% в год. Рентабельность точек общепита на юге эксперты оценивают в 20—30%. Как, заявил «ЮР» менеджер по недвижимости компании Олег Амузаев, задача «Макдональдса» — довести количество своих ресторанов в каждом регионе присут-ствия до десяти. Subway в ближайший год планирует добавить по два ресторана в Ростове и Сочи, а также три в Краснодаре, рассказывает консультант по развитию бизнеса в России Андрей Попов. Уже в этом году начнут работать еще две точки «КофеТун» (в Ростове), обещает Манукян, а в планах на 2008 год — открытие около девяти новых заведений (в Ростове и в Краснодаре). Как говорит Лукьянова, «Шоколадница» откроет еще две кофейни в центре Ростова, отметив, что договоры уже подписаны. «Идеальная чашка» ожидает ввода в эксплуатацию «Меги» в Адыгее в следующем году, добавляет Кабанова. Корпорация «Ростик Групп» рассматривает ЮФО как перспективный для расширения сети «РОСТИК’C-KFC», заявила «ЮР» PR-директор холдинга Валерия Силина. Например, в ближайшее время анонсируется открытие кафе il Patio, «Планета Суши» в ТРК «Мега». alt

 


Софья ЛИ