Южный репортер > Культура, Наша культура > Большой — Ростову
Большой — Ростову15 октября 2007. Разместил: admin |
|||
Кошелек или страсть — По каким критериям для подобных больших гастролей был отобран Ростов-на-Дону? Анатолий Иксанов: Первые такие крупные гастроли в России мы проводили в Новосибирске после открытия местного оперного театра. Во всех других случаях это либо оперные спектакли были, либо балетные. Связано это с состоянием театров в России. В стране существуют примерно 37 музыкальных театров. Далеко не все из них находятся в том техническом состоянии (я уже не говорю о творческом), чтобы мы могли приехать и спокойно там работать. Большая часть — в плачевном состоянии. — Ваш приезд — это разовая акция, потому что Ростовский музыкальный выступал на сцене Большого? Или гастрольная программа? А.И.: Это не разовая акция. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Когда в 2005 году началась реконструкция, встал вопрос о том, чем занять труппу (труппа Большого самая большая в мире). Тогда в содружестве с Федеральным агентством по культуре и кинематографии родился проект «Большой — России». Поэтому неспроста на билбордах и рекламных перетяжках значится «Большой — Ростову». Это часть большого проекта. Мы уже побывали в Самаре, Калининграде, Омске, Санкт-Петербурге и в Новосибирске. Но в Калининграде, к примеру, очень маленький театр. Поэтому показывали только «Жизель». — А экономически такие гастроли по городам России выгодны? А.И.: Нет, конечно. Кстати говоря, и зарубежные гастроли не все экономически выгодны. Все зависит от приоритетов, которые ставишь перед собой. Если хочешь заработать, это одна история. Все понятно, когда мы едем в Японию. Они платят огромные, по сравнению с другими странами, гонорары. Если ставишь какую-то более весомую творческую задачу, это всегда сопряжено с дополнительными расходами. Что касается гастролей оперных спектаклей, они вообще убыточны во всем мире. Если балетные могут работать с оркестрами тех площадок, на которых они выступают, то в оперном спектакле такое невозможно. Убытки, которые мы несем от гастролей по России, покрываются за счет других спектаклей. «Лебединое озеро» приносит доход, а на эти доходы мы реализуем социальные программы или ставим новые проекты, фестивальные программы. Былое и будущее — Почему в Ростов привезли достаточно старые спектакли? В прошлом году в Большом были поставлены новые балеты по произведениям Шостаковича. Алексей Ратманский: Поскольку это действительно исторический визит (мы не знаем, когда в следующий раз появимся в Ростове), нам хотелось показать репертуар Большого театра. Все-таки Большой в мире и в России был и продолжает оставаться классическим театром. Для нас это приоритет. Примерно 2/3 нашего репертуара — это классические спектакли. И в течение сезона мы стараемся придерживаться этого баланса. Почему не привезли балеты Шостаковича? Мы очень много их играли в прошлом году, когда было 100-летие композитора. Наверное, нужна небольшая пауза, чтобы они оставались свежими и для артистов, и для зрителей. А в будущем все будет зависеть от того, как пройдут эти гастроли, как нас примет публика. Мы увидим, что публике больше нравится. Тогда, возможно, приедем еще раз и привезем другие спектакли. Анатолий Иксанов: Как уже было сказано, есть и технические ограничения. Нет одинаковых площадок. Каждый спектакль ставится на конкретную сцену. Например, «Болт» (балет Дмитрия Шостаковича — «ЮР») вообще никуда не вывозили, потому что художник сделал такие декорации, что мы можем играть его только у себя. А что касается новинок, то мы готовы приезжать сюда каждый год и привозить один-два спектакля. — В целом репертуар как строится? На удержании традиций, на покорении публики новизной? Или какие-то другие критерии? Александр Ведерников: Был такой период в театре, когда мы очень много размышляли на эту тему. Итогом стал документ, который мы назвали миссией. Три основных линии при формировании и, скажем так, продвижении репертуара. Во-первых, отечественная классическая традиция, а именно переосмысление этих произведений в реалиях нового века. Это не подразумевает какой-то авангард. Это наши шедевры в проекции тех проблем, которые сегодня стоят перед обществом. Второе. Шедевры различных национальных композиторских школ. В первую очередь итальянская, немецкая и французская музыка. И третье — это желание способствовать появлению новых сочинений в оперном жанре. Поскольку это не просто важно, а судьбоносно важно для перспективы существования жанра как такового. Алексей Ратманский: Мне кажется, тут важно понимание того, что балет Большого имеет определенный стиль. Он исторически сложился из разных компонентов. Это и интерьер театра с великолепной барочной отделкой, и сцена с большим покатом, на которой артисты должны были проецировать свои эмоции не только на партер, но и на весь зал. И репертуар, который танцевался на протяжении веков, и, конечно, хореографический стиль и Александра Горского, и Юрия Григоровича, и других мэтров. Это национальное достояние, это достояние мирового балета. Этот стиль не должен стать штампом. Поэтому мы думаем о новых постановках, которые бы развивали этот стиль, продолжали традиции в новом времени. Афиша «ЮР» 19, 20 октября — Сергей Прокофьев «Любовь к трем апельсинам». 21 октября — Сергей Рахманинов «Всенощное бдение». 23, 24 октября — Джузеппе Верди «Макбет». 27, 28 октября — Арам Хачатурян «Спартак». 30,31 октября — Александр Глазунов «Раймонда». 2, 3 ноября — Жорж Бизе — Родион Щедрин «Кармен-сюита». «Серенада» на музыку Серенады для струнного оркестра Петра Чайковского. Филипп Глас «В комнате наверху». Досье «ЮР»
Циала ТАГАДРЯН |