Южный репортер > Общество, Наша жизнь > Военно-музейный роман

Военно-музейный роман


24 марта 2008. Разместил: admin

Военно-музейный романДо 90% фонда чеченских музеев утрачено полностью

Министерством культуры Чеченской республики проводятся мероприятия по возвращению полотен, когда-то принадлежавших музею имени Петра Захарова. О перспективах возрождения и поисках утраченного «ЮР» поговорил с главным специалистом министерст­ва культуры Чечни Саидом Бекмурзаевым.

До военных компаний в республике существовали два музейных учреждения — Чеченский государственный объединенный музей (с филиалами в районах и московской галереей) и Музей изобразительных искусств имени Петра Захарова. Первый насчитывал в своих фондах около 230 тысяч единиц хранения, второй — около четырех тысяч.
— Во время войны здания двух наших основных музеев, находившиеся в центре боевых действий, были полностью разрушены. До 90% фонда утрачены полностью, — рассказывает главный специалист отдела искусств и учебных заведений министерства культуры Чечни Саид Бекмурзаев. — В 1995 году в Грозном была спецкомиссия из минкультуры, которая совместно с МЧС самостоятельно вела разбор завалов музея. Вытащили около 500 экспонатов, но в Москву на реставрацию увезли 94 — наиболее пострадавшие. Потом в 1996 году, во время второй чеченской компании, оставшиеся в Грозном картины опять были разворованы и утрачены.
Некоторые пропавшие полотна и экспонаты коллекций нумизматики и холодного оружия удается перехватить по линии спецслужб, таможни. В период с 1999 года по 2002 вернули несколько полотен, в том числе две картины VIII века неизвестного художника — «Порт­рет графа Н. Зубова» и «Портрет графини Н. Зубовой» (с аукциона «Сотбис»), «Портрет барона Рокасовского» К. Маковского, XIX век (из Приморского края), масштабное полотно «Пленение Шамиля» Ф. Рубо (найдено в 1999 году на территории Чечни).
— На коллекцию холодного оружия, нумизматики, украшений не сохранилось даже исходных данных. Большая часть документации сгорела, — сетует Саид Бекмурзаев. — Поэтому официально объявить экспонаты в розыск мы не имеем права. Сейчас восстанавливаем документацию: у каждого экспоната своя история — откуда направлен был в наш музей, когда и где проходила реставрация.
— А нельзя узнать — какие войска стояли в тот момент в городе? Может, они что увезли?
— Не пойман — не вор, хотя информации подобного рода много. Перед фасадом музея были установлены пушки демидовского завода, периода первой половины 19 века, и недавно эти пушки вернулись из Тюмени. Тюменское подразделение, которое стояло здесь, увезло эти пушки в целях сохранения. Теперь вернули. Другие военные вернули девять предметов декоративно-прикладного искусства.
Сейчас в ГМВЦ «РОСИЗО» находится всего 112 картин, 45 из них полностью отреставрированы, с другой частью проведены консервационные работы.
— Основная работа по реставрации и консервации была проведена до 2004 года, потом из-за отсутствия финансирования работы приостановили. Вопрос — в финансах, — продолжает Саид Бекмурзаев. — Реставрационные работы одной из наиболее ярких картин, которая там находится — полотно Ф. Рубо, — стоили около 400 тысяч рублей. На полную реставрацию потребуется еще такая же сумма. Это только одно полотно. Раньше финансирование осуществлялось из федерального бюджета. Здание музея мы восстановили на средства фонда Ахмата Кадырова, в нем временно объединены оба существовавших музея — Национальный чечен­ский и изобразительных искусств имена Петра Захарова. Сейчас идут работы, необходимые для предоставления в федеральное агентство по культуре и кинематографии акта госприемки здания музея. Тогда уже будем просить вернуть наши картины. В плане генеральной застройки Грозного заложен музейный комплекс, к 2012 году планируется завершение его строительства. И тогда мы намерены вновь разделить музеи и их экспозиции.
Светлана Блинова, начальник отдела музеев управления культурного наследия, художественного образования и науки Федерального агентства по культуре и кинематографии:
— Есть программа восстановления Грозного, там заложено и восстановление культурных учреждений. Если речь идет об экспозиции музеев, то пусть обращаются, оговаривают, что им нужно. Сохранившиеся картины почти отреставрированы, если будет готово здание — их вернут. Правда, представители республиканского музея со мной еще не общались. Мы ничем не можем помочь в поисках экспонатов. Они не сумели сохранить богатые коллекции серебра, монет, украшений — все, что передавалось туда из Эрмитажа, из Государственного музея Востока, из НИИ Пушкина. Там был роскошнейший музей, причем на две республики — Ингушетию и Чечню. В результате — угроблено искусство Ингушетии. Это больная тема, потому что пропало многое еще до начала военных действий. Бывшее правительство Чечни много вывезло, продало, чтобы купить оружие для ведения военных действий.

За годы войны похищены:
16 — единиц горских сабель и шашек 18—19 веков с декоративной отделкой из драгметалла.
200 — единиц из коллекции предметов национальной одежды, конской сбруи из драгметалла.
77 — единиц произведений европейского, русского и восточного декоративно-прикладного искусства 18—19 веков.
40 — инвентарных книг по данным обо всех музейных фондах.
50 — томов отчетов археологических экспедиций.
(по данным министерства культуры Чеченской республики)

Комментарий «ЮР»


Валентин Родионов, гендиректор Третьяковской галереи:
— В июле 2002 года в Государст­венной Третьяковской галерее проходила выставка «Вернем Грозному музей», на которой экспонировались 45 картин из 97 грозненских экспонатов (среди них работы А.И.Куинджи, К.А.Коровина, А.П.Боголюбова, В.Е.Маковского). Тогда же Третьяковская галерея объявила сбор средств на вос­создание музея в Грозном. Для чего фондом поддержки музеев «Сокровища Отечества» был открыт специальный счет. У меня состоялась встреча с бывшим тогда президентом Алу Алхановым в присутствии нынешнего президента Рамзана Кадырова, на которой проект решено было закрыть — представители республики заявили, что смогут все сделать на собственные средства. Почему было принято такое решение — непонятно.


Светлана ЛУКЬЯНЧИКОВА