Южный репортер > Общество, Личное дело > Георгий Мартиросян: «Мне всю жизнь предлагали играть бандитов»

Георгий Мартиросян: «Мне всю жизнь предлагали играть бандитов»


17 марта 2008. Разместил: admin
Разговор с именитым земляком начинаем с традиционного — воспоминаний о его «южном» прошлом. Мягким бархатистым баритоном Георгий Мартиросян говорит «ЮР» о своем Ростове-на-Дону — 26 линия в Нахичевани, где родился и жил, помпезная улица Энгельса (ныне Большая Садовая) и левый берег Дона, который был зеленой зоной отдыха, а не коммерческо-ресторанно-увеселительным комплексом. Армянская семья Мартиросянов не была приверженцем строгих древних устоев, поэтому к увлечению сына театром относилась спокойно. Чем юный Георгий и воспользовался, отправившись поступать в театральный вуз, куда поступил с первого раза. С того времени послужной список актера Георгия Мартиросяна насчитывает немало фильмов и спектаклей. — Каждый год вы обязательно снимаетесь. Как вы смогли так планомерно выстроить карь­еру? — Я на это как-то не очень обращал внимание. Просто больше чем надо на себя не берешь и разводишь всю ситуацию сам: хочешь — делаешь, не хочешь — не делаешь. Главное — надобность для самого себя сняться в этом фильме или сыграть в этом спектакле. — Вы сами занимаетесь отбором пьес, сценариев? — Естественно. Когда предлагают какие-то «стрелялки», мне кажется, что с этим у нас в кино уже переборщили. Я еще могу согласиться с количеством, но никак — с качеством. — А можете из-за денег согласиться на заведомо неинтересный проект? — Смотря сколько предлагают, иногда спрашиваю: «А чем можете заманить?» Хотя порой не захочешь никаких денег... — Как вы относитесь к различным проектам на телевидении? — Очень настороженно. Я понимаю, что туда людей заманивают тоже определенным пиаром и деньгами. Артисты вынуждены зарабатывать своим лицом. Какие-то «бои» — это ужасно. Артист должен заниматься своей профессией. Мне предложили на втором канале покататься, спросили: «Вы стоите на коньках?» Я говорю: «Да». «А не хотели бы поучаствовать?», отвечаю: «Нет, спасибо». «Но мы деньги платим». «Все равно нет, спасибо». Это мое ощущение, и я могу быть не прав по определенным позициям, но актерская профессия подразумевает другое. — Насколько сейчас престижна профессия актера? В про­винциальных театрах актеры получают очень мало. — Вот это ужасно. Хорошо зарабатывают артисты в центральных городах, там, где есть ТВ, есть возможность проявить нюансы своей профессии. А те, кто живет одной профессией, зарабатывают очень мало. Но для того чтобы прорваться на ТВ, даже просто, чтобы тебя заметили, чтобы войти в некую двадцатку-тридцатку популярных людей — нужно не только трудиться. Твой собственный имидж должен совпасть с востребованными ТВ-образами. На ТВ есть своя типажность. Вот мне всю жизнь предлагали играть бандитов и всяких криминальных людей. Я практически этому уже не удивляюсь. А с другой стороны, такие характеры мне играть интереснее — все время ищешь в них какие-то нюансы, которые можно вынести на экран. Вот сейчас пошла череда образов чиновников и мэров — в сериале «Кадетство». Кстати, считаю его очень интересным сериалом, в первую очередь потому, что он воспитательный. У нас последние 15 лет не было ни одной картины о подрост­ках. А «Кадетство» на самом деле воспитывает. Начальник училища в Твери, где мы доснимали картину, сказал, что поток заявлений на поступление в военные учреждения после выхода «Кадетства» очень сильно увеличился. — А после сериала «Идиот» люди стали «Идиота» читать. — Все зависит от того, как это снято, как это донесено. Посмотрев первую серию сериала «Бригада», я сразу сказал, что это замечательное пособие по тому, как стать бандитом. Один в один. Как-то в Питере на какой-то встрече я еще раз высказал эту мысль. Среди рядом стоящих находился режиссер «Бригады», и я попросил его не обижаться на мое мнение, ведь он это делал не со зла и не специально. Просто когда такая тема снимается, нужно всегда думать о социальном срезе, к чему такое кино может привести. Потому что как бы там ни было, кино — это пропаганда. Почему американцы обожают кино? Потому что в Штатах присутствует редактура, которая отбирает — это можно показывать, а это — нельзя. Следят за тем, чтобы кино не разрушало нацио­нальные интересы, не ставило в неудобное положение определенные слои общества. — Некая редактура в нашей стране тоже появляется. Федеральное агентство кинематографии будет выделять деньги на производство определенных фильмов — детских, патриотических, дебютных. Но каковы критерии отбора? — Наверное, там будет заниматься этим определенная комиссия. — А сколько таких комиссий сидело раньше. — Не скажите, в таких комиссиях сидели профессионалы. И Мосфильм, и студия Горького имели огромный штат редакторов-профессионалов, которые говорили, что вот это нельзя ни в коем случае, не потому, что прозвучит определенное слово, а потому, что сама тема не подходит. А сейчас я по поводу слов и выражений вообще не говорю — все это выливается на экраны, один «Камеди Клаб» чего стоит. Я понимаю, что это определенная свобода и, наверное, определенный момент демократии, но это — ужасно, народ прилип к экрану и впитывает все это, как бумага впитывает воду. — Не получится, что после введения таких комиссий мы будем смотреть только фильмы Никиты Михалкова? — Не думаю. До такой степени буквальности восприятия, как в советские времена, это не дойдет. — Есть темы интересные и отечественному, и западному зрителю? Наше кино интересно Западу? — Наше кино с трудом будет там приживаться. Только определенные темы, и только тогда, когда есть мода на страну. В первую очередь западники не хотят дублировать наши фильмы, они пишут субтитры, которые заставляют человека отвлекаться от происходящего на экране. Читая, понимаешь смысл, но не видишь игру актеров. Языковой барьер — огромная сложность. — Как строите отношения с театром, с коллегами и режиссерами? — Я сейчас как тот колобок — «я от бабушки ушел, я от дедушки ушел», в свободном полете. У меня порядка пяти спектаклей антре­призы, причем спектаклей хороших, некоторые из них мы играем уже лет шесть-семь, и им любой репертуарный театр позавидует. — Если вы в таком свободном полете, у вас есть время заниматься не только театром и кино? Может, бизнес свой? — Это трудно совмещать. Чтобы заниматься бизнесом, нужно очень хорошо знать ту отрасль, в которой ты трудишься. Нельзя на 10 процентов участвовать тут, а на 20 процентов — там. В бизнес нужно погружаться. — У вас есть какие-то планы по поводу Ростова, юга? — Да, вот с театром у вас беда. Руководитель, которого в свое время артисты выбрали на этот пост, довел театр до состояния развала. — Вы же говорите, что артисты сами его выбрали. — Но теперь они ничего не могут сделать, он пустил такие корни. Прикрываясь депутатскими регалиями, довести театр до полного развала. Ведь у этого театра богатейшая история — 120 сезонов он точно существовал, на его сцене играли великие актеры: Мордвинов, Марецкая, Плятт. Когда мы учились — творили Лобода, Швейцер, Кржечковская... Это же все было, это не перечеркнуть. Но приходит один человек — и все прекращается. — Вам из Москвы легко говорить такие слова, а представьте себя на месте актеров этого театра? — Но есть же управление культуры, есть губернатор, которые могут решить проблемы театра волевым решением. По-видимому, чиновников такая ситуация устраивает. Все, скорее всего, сводится к дружеским отношениям между руководством. Однако ведь нужно понимать, что в ростовском театре не осталось даже понятия культуры. Необходима срочная реанимация! Театр — это социальная программа! Новый президент очень горячо взялся именно за такие программы обустройства нашего общества, поэтому к театру должно быть усиленное внимание. Деньги и касса в театре не главное, главное — воспитание поколений. А у нас не осталось элементарного патриотизма, элементарной гордости за то, что ты являешься ростовчанином.

Досье «ЮР»

Георгий Мартиросян родился 31 января 1948 года в Ростове-на-Дону. В армии служил в ансамбле песни и пляски СКВО — вел конферанс. Работал в Московском театре сатиры, затем играл разноплановые роли в различных антрепризных постановках, в театре «Школа современной пьесы». В кино снимается с 1975 года. Наиболее известные фильмы — «Пираты ХХ века», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Сокровища Агры», «Колье Шарлоты», «Аэлита, не приставай к мужчинам», «Моя морячка», «Гений», «Любить по-русски», «Ворошиловский стрелок», «Президент и его внучка», «Кадетство», «День выборов». Заслуженный артист России.

Светлана ЛУКЬЯНЧИКОВА